Любовь к литературе как к искусству
9 октября 2021
Сегодня, 7 октября, свой юбилей отмечает Елена Сергеевна Бессонова. Ее педагогический стаж 27 лет, из них 25 – в Пионерской школе.
- Какой предмет люблю больше: русский язык или литературу? Сложно сказать. По молодости литература все-таки мне ближе была. Сейчас четко понимаю, одного без другого не бывает, их невозможно разделить, - рассуждает Е.С. Бессонова. Наверное, с этим согласятся все филологи.
Елена Сергеевна уже 27 лет преподает эти предметы, на факультет филологии поступила без раздумий, хотя видела себя и учителем физики.
- Училась в восемнадцатой школе, и первый мой учитель Бронислава Ивановна Матушкина казалась богиней. Все ребята были в нее влюблены. В старших классах самыми любимыми предметами у большинства одноклассников были физика и математика. Я не исключение. Известный в городе физик, человек-легенда Иван Петрович Эннс так знал и жил своим предметом, что из 29 учащихся экзамен по физике сдавали 24, - вспоминает Елена Сергеевна. – Любовь к чтению была сильнее, поэтому поступила в Свердловский педагогический институт на учителя русского языка и литературы, прошла конкурс в четыре человека на место.
Окончила в 1994 году Е.С. Бессонова уже Уральский государственный педагогический университет и уже в другой стране. После распада СССР учителей не распределяли на место работы, и она вернулась в Ирбит.
- Два года работала в школе № 9. В 1996 году перешла в Пионерскую школу. Пришла временно, а осталась навсегда, - смеется Елена Сергеевна.
Свою судьбу с педагогикой наша собеседница связала еще и потому, что была вдохновлена своей бабушкой – Анной Дмитриевной Бессоновой. Она начала свою педагогическую деятельность во время Великой Отечественной войны в Таборах. После учила ребят начальных классов в Бессоновской и Черновской школах. Анна Дмитриевна удостоена ордена Трудового Красного Знамени.
За время учительства Елена Сергеевна обучила не одно поколение детей.
- Все выпуски разные, хороших ребят всегда много. Сейчас дети энергичные, продвинутые, в некоторых вопросах они осведомлены лучше нас. Иногда и мы учимся у них, этого стыдиться не нужно, - говорит Елена Сергеевна. – Сегодня среди моих учеников есть класс, в котором процентов 70 – дети и племянники моих выпускников. Смотрю на них и думаю: как же быстро летит время.
Школьницей Елена Сергеевна была активисткой, председателем комсомольской организации школы. За время обучения она посетила одиннадцать кружков: шила мягкие игрушки, занималась конькобежным спортом, пела в хоре, играла в баскетбол и шахматы. В институте была старостой группы и бойцом педагогического отряда, ездила на целину и работала вожатой в детских лагерях. Совсем не удивительно, что и для своих учеников она проводит незабываемые внеклассные мероприятия и реализует интересные мини-проекты.
- С одним из выпусков мы устраивали встречи с интересными людьми и литературные поэтические вечера, ставили фрагмент из «Ромео и Джульетты», у нас даже конкурс был на роль Ромео. Ребятам это очень нравилось, - рассказывает Елена Сергеевна.
С 2003 года наша собеседница руководила школьным пресс-центром.
- Эта идея принадлежала Елене Евгеньевне Сухих. В выпуске участвовали и старшеклассники, и пятиклассники, по подсчетам, за пять лет через пресс-центр прошло порядка шестидесяти человек. У нас была журналистская команда, ребята ездили на журналистские задания, - говорит Е.С. Бессонова. – Плотно прорабатывали теорию журналистики, одно из занятий проводил Валентин Александрович Живулин. Он был очень удивлен, когда увидел в аудитории сорок человек.
Уверена, что многие выпускники тех лет помнят газету «Школа.ру», которая была креативно оформлена и размером во всю стену. Все школьники на переменах читали и рассматривали эту газету.
Чтобы со знанием дела учить детей журналиститке, Елена Сергеевна полгода работала внештатным корреспондентом в газете «Восход». Писала про школьные и поселковые мероприятия.
В течение шести месяцев, с первых выпусков газеты «Родники ирбитские», она вносила корректорскую правку в материалы корреспондентов.
- Совмещать с работой в школе было тяжело, на проверку тетрадей всегда уходит очень много времени, а здесь еще нужно было выделять день на проверку материалов. Это было интересно, но непросто, - поясняет Елена Сергеевна.
С 2013 по 2020 годы филолог координировала локальную акцию всероссийского «Тотального диктанта».
- Этого бы не случилось, если бы меня не поддержали коллеги, руководство школы и выпускники-спонсоры. По большому счету, это волонтерская работа, очень много технической подготовки в течение года, - делится Елена Сергеевна. - На первую акцию пришли 23 участника, до пандемии их было порядка семидесяти человек. Ежегодно приезжали желающие проверить свою грамотность из Кирги и Ирбита.
Несколько лет Елена Сергеевна возглавляла районное методическое объединение учителей русского языка и литературы, с нового учебного года она снова его руководитель. Кроме того, преподавала мировую художественную культуру в старших классах.
С 2014 по 2019 годы Е.С. Бессонова была заместителем директора Пионерской школы по воспитательной работе.
- Завучество – это очень ответственно, совсем не учительство. Прежде всего, нужно быть менеджером и продумывать на несколько шагов вперед. Благодарна Оксане Владимировне Вандышевой, которая меня на первых порах поддерживала, - говорит наша собеседница. - Пыталась сохранить традиции школы, но при этом не топтаться на месте. В сотрудничестве с Михаилом Юрьевичем Коноваловым был дан старт школьным проектам «Фестиваль дружбы народов», «Весна в ПСШ». Прикоснулась к образованию кадетства в Пионерской школе. Это был большой коллективный труд. Без каждого ничего бы не получилось.
Пожалуй, не пересчитать всех высокобальников, призеров и победителей конкурсов различного уровня под наставничеством Елены Сергеевны. Не сосчитать и всех ее наград, благодарственных писем и грамот. Да и не этим определяется труд учителя.
- Работа педагогом не терпит равнодушия, мы же работаем не с деталями, а с детьми. Равнодушные люди в школе не «выживут», - заключает Елена Сергеевна. – Быть учителем – это и призвание, и творчество, и образ жизни.
В свободное от работы время, а у учителя-филолога его катастрофически мало, наша собеседница любит посещать музеи, во время отпуска тоже предпочитает культурный отдых. И, конечно, она не представляет свою жизнь без чтения.
- Литература – это искусство. Пытаюсь следить за последними литературными новинками, в том числе и детской литературы. Классические произведения из школьной программы перечитываю ежегодно, потому что невозможно построить урок, не помня детали. Да и с каждым разом в книге видишь новые нюансы, на которые ранее не обращал внимание, - рассказывает Елена Сергеевна. - С классикой все просто и сложно одновременно. Нужно найти какую-то параллель, которая отзовется в ребенке, и тогда он посмотрит на этот текст с высоты своего возраста, но взглядом человека другой эпохи. У каждого автора можно найти то, за что его творчество можно любить и уважать.
Ксения Малыгина
Фото автора
Свежие публикации данной категории
9 декабря Как молодым тренерам заинтересовать детей заниматься спортом и повысить эффективность тренировок?
7 декабря В прямом эфире
30 ноября Семьёй дорожить – счастливым быть!
27 ноября Семья года - 2024
23 ноября Семьи поделились счастьем
6 ноября Свыше 80 общих врачебных практик и фельдшерско-акушерских пунктов возвели в регионе
3 ноября Возраст счастью не помеха
28 октября Открываешь медальон, читаешь имя – понимаешь, что нашел солдата
25 октября Инициатива – жителей, поддержка – всеобщая
20 октября Папы, они такие