Кедровый сад встречал гостей
1 июля 2023
Лето – пора каникул, пора интересных исследований и запоминающихся встреч.
В самые первые дни лета в кедровом саду деревни Гуни Дубской территориальной администрации состоялась очередная встреча участников школы юных экологов Ирбитского муниципального образования. В кедровый сад съехались экологи Дубской, Гаевской, Речкаловской, Знаменской, Пьянковской, Горкинской, Пионерской, Зайковской первой, Осинцевской и Кирилловской школ. Кедровый сад в деревне Гуни – самое необычное место, находящийся на берегу малой реки Мурза. С приездом гостей сад ожил и наполнился людским гомоном, детским смехом и долгожданной встречей с друзьями.
Прибывшие на встречу экологи были приятно удивлены и поражены запахом и величавостью кедров-долгожителей, а самое главное - чистотой в кедровом саду, которую сохраняют жители деревень Гуни и Азевой.
Теплым приветствием встретили гостей Вера Александровна Жульдикова, методист детского экологического центра, и почетные гости мероприятия: начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства и охраны окружающей среды администрации Ирбитского МО Ирина Васимовна Речкалова и председатель Дубской территориальной администрации Олег Геннадьевич Поникаровских, который рассказал об истории реки Мурза. Оказывается, река Мурза на старых картах называлась Гильдеевка. Когда-то по ней ходили небольшие суда, проводился лесосплав. А где торговля, там и купцы, которые объединялись в гильдии. Возможно, отсюда пошло второе название реки. Река Мурза принадлежит к Обь-Иртышскому бассейну и является притоком реки Ницы. Берет начало в Туринском районе в урочище Чукреевском, впадает в Ницу недалеко от деревни Большая Милькова. Протяженность реки 61 км. У Мурзы есть четыре притока: реки Продольная, Таложанка, Морозовка и Помазкино.
С историей кедрового сада познакомила юных экологов Светлана Геннадьевна Серкова, которая родилась и выросла в деревне Азевой, а сейчас работает учителем географии и физики в Дубской школе.
История кедрового сада необычная. Среди местных жителей существует несколько гипотез его возникновения.
Из воспоминаний Марины Юрьевны Солдатовой, дочери Юрия Ипполитовича Юдина - уроженца этих мест, деревенского учителя, художника, члена Союза художников России: «По рассказам моего деда, кедровый сад был посажен его прапрадедом Апполинарием. Мне запомнилась фраза, сказанная дедом: «...Из горсточки семян, брошенных Апполинарием, выросли кедры...» Было это, по приблизительным подсчетам, где-то в конце XVIII - начале XIX веков. Значит, возраст кедрового сада – 200 лет.
Из кедрового сада провожали односельчан на фронт, потому что находится он на месте пересечения дорог, ведущих в соседствующие деревни Юдину, Кедровку, Пишуки, Гуни, Азеву. В кедровом саду семьи прощались со своими мужьями, отцами, братьями. Здесь призывников на лошадях отправляли в Ирбит, а оттуда - на фронт. И никто не знал, вернутся ли их любимые… Поэтому именно здесь, на высоком берегу речки Мурзы, и был поставлен памятник воинам-односельчанам, погибшим на полях сражений в годы Великой Отечественной войны, другого места не могло быть... Памятник по-настоящему народный. Его автором и созидателем является Юрий Ипполитович Юдин.
После знакомства с кедровым садом все учащиеся школ приехали на исследовательскую территорию – берег малой реки Мурза, где все экологи разделились на пять групп. Группа топографов готовили карты, схемы, проводили съёмку местности, вместе с руководителем С.Г. Серковой наносили на карту маршрут.
Гидрологи с учителем Зайковской СОШ №1 Ириной Михайловной Казанцевой и педагогом Пионерской школы Анастасией Викторовной Рудаковой исследовали русло реки, проводили измерение скорости течения, определяли расход воды, выясняли условия питания и особенности водного режима.
Исследовали водную и околоводную растительность, описывали обитателей реки и побережий, выясняли состав ихтиофауны группа биологов вместе с педагогом Кирилловской школы Верой Николаевной Новгородовой и учителем Пионерской школы Раисой Ефимовной Мамышевой.
Команда гидрохимиков с учителем Гаевской школы Юлией Геннадьевной Стихиной и учителем Дубской школы (автором этой статьи) проводили качественную оценку воды и выполняли химический экспресс-анализ воды на содержание хлора, кислорода и окисляемости, нитратов и нитритов, определяли общую жесткость, общую щелочность.
Педагог Осинцевской школы Наталья Васильевна Замятина и учитель Пьянковской школы Лидия Ивановна Свалухина вместе с группой экологов выясняли, как используются река и её долина, каковы источники загрязнения воды и где они находятся, какие водоохранные мероприятия проводятся и какова их эффективность. Сформулировали предложения по охране и рациональному использованию реки и речной долины.
Работа была плодотворной, нужной и интересной. Для каждого юного эколога экскурсия открылась своей гранью: кто-то нашел новых друзей, кто-то открыл в себе новые исследовательские способности, кто-то узнал новые методы научных исследований, а кто-то просто весело провел время.
Исследования малых рек Ирбитского МО будут продолжены, все юные экологи заинтересованы в чистоте и сохранении малых рек нашей малой родины. Хочется поблагодарить детский экологический центр за организацию и проведение школы юного эколога за полезное времяпровождение! Мы не прощаемся с кедровым садом, а говорим: «До свидания, кедровый сад, до новых встреч!»
Юлия Салимова,
руководитель центра образования естественно-научной и технологической
направленности «Точка роста», учитель биологии и химии МОУ «Дубская СОШ»
Фото предоставлено автором
Свежие публикации данной категории
20 ноября Студент колледжа имени Ползунова стал миллионером благодаря победе в «Большой перемене»
9 ноября С интересом к «Навигатору успеха»
3 ноября Если учиться, то только у лучших
31 октября От спорта и науки до искусства
29 октября Уральские школьники на «Уроке цифры» от VK научатся управлять магазином приложений
27 октября Школа юного эколога вновь открыла свои двери
25 октября Приходи, поступай - наши двери открыты!
21 октября Свыше 20 тысяч уральских школьников заинтересовались программами «Профессионалитета»
12 октября «Признание» за призвание
4 октября Место, где хочется учиться и созидать