Окружающая среда и здоровье человека
24 января
Зайковская школа № 1 накануне гостеприимно приняла участников муниципального образовательного проекта «Школа юного эколога» – 80 учащихся из 17 школ района. Тема занятия: «Окружающая среда и здоровье человека». Юным экологам предстояло изучить влияние факторов окружающей среды на наше здоровье.
Тема актуальна, так как порядка 85 % всех заболеваний современного человека связано с неблагоприятными условиями окружающей среды. Здоровье на 50 % зависит от образа жизни, на 20 % - от воздействия окружающей среды и развития технологий, 20% - плохая наследственность и только на 10% зависит от уровня здравоохранения.
Любая деятельность человека происходит в условиях постоянного воздействия внешней среды. Это воздействие бывает физическим, химическим, биологическим, социальным и психическим. Групповая работа в четырех лабораториях «Точки роста» предполагала изучение влияния этих факторов на организм человека. Ребята в группе «Физики» исследовали влияние шума, освещенности и влажности, магнитного поля и температуры, физической нагрузки. Руководитель группы Дарья Михайловна Пономарева, учитель физики Зайковской школы №1, организовала деятельность детей, консультировала, ненавязчиво контролировала и оценивала. Мальчики блистали своими познаниями, девочки старались не отставать от них.
Химические факторы риска связаны с широким использованием химических веществ на производстве и в быту (консервирующие, моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, а также средства для покраски и склеивания различных предметов). «Химики» под руководством Ольги Владимировны Свяжиной, учителя химии Зайковской школы №1, провели опыты по определению состава воздуха, содержанию нитратов в овощах и фруктах, содержанию тяжелых металлов в воде. Ребята были поражены тем, что привычные для них продукты могут навредить здоровью, задумались над вопросами здоровьесбережения, загорелись новыми идеями проектов.
Биологические факторы риска – это мир живых существ, не видимых невооруженным глазом. Некоторые из них опасны для здоровья и при внедрении в организм человека почти всегда вызывают инфекционное заболевание. Чтобы избежать этого, надо строго соблюдать правила общей и личной гигиены. Напряженная и интенсивная работа вредно влияет на здоровье человека, поэтому сохранение и укрепление здоровья – это важное условие достижения высокого уровня жизни!
Учитель биологии Зайковской школы №1 Елена Геннадьевна Старцева вместе с группой «Биологи» изучили содержание пищевых добавок в продуктах питания и степень их опасности для здоровья человека, степень опасности газированных напитков и провели исследование запыленности помещения. После работы с электронным микроскопом несколько участников решили стать биологами, чтобы продолжить изучение микроорганизмов с помощью микроскопа и создать средства, которые помогут населению бороться с этими аллергенами.
Социальные факторы риска связаны с жизнью общества. Факторы риска психического характера связаны с особенностями жизнедеятельности человека. Постоянные ссоры, конфликтность, неумение и нежелание общаться вызывают психологическую напряженность, стрессы, которые отнюдь не способствуют сохранению и укреплению здоровья.
Группа «Психологи» занималась с Еленой Петровной Семеновых, педагогом-психологом Зайковской школы №1. Ребята, играя, познакомились с типами темперамента, изучили эмоциональную сферу школьника. Результат занятия – «Карта настроения», созданная для себя каждым участником.
Быть или не быть здоровым – это, прежде всего, зависит от самого человека: его активности или пассивности, индивидуальных особенностей, темперамента, характера, привычек, отношения к другим людям, способа жизнедеятельности. Выход заключается в правильной оценке себя и всех окружающих факторов, необходимых для здоровья человека.
«Физики» решили, что необходимо учитывать шум и освещенность для успешного проведения учебного занятия. «Химики» решили, что воду, фрукты и овощи следует приобретать только из проверенных источников. «Биологи» сделали вывод о том, что нельзя приобретать что-то в магазине, не изучив состав продукта на этикетках. «Психологи» решили, что следует быть внимательным друг к другу и уметь оказывать помощь собеседнику.
Вот несколько отзывов о проведенном занятии.
- Ребята возвращались домой в полном восторге! Спасибо за новые знания и гостеприимство, – делится педагог дополнительного образования Рудновской школы Любовь Петровна Годова.
- Мы, педагоги, с удовольствием наблюдали за взаимодействием Ольги Владимировны с ребятами. Занятие прошло быстро, увлекательно и, самое главное, полезно как для ребят, так и для педагогов. Мне очень понравилось занятие! Спасибо огромное за мастер-класс, – поделилась учитель химии Горкинской школы Ирина Евгеньевна Болотова.
- У моих учеников самое любимое мероприятие – участие в «Школе юного эколога». Занятия позволяют не только проявить свои способности и знания в разных областях, пообщаться с ребятами из других школ, но и получить новые знания, – считает Ольга Владимировна Овчинникова из Знаменской школы.
- Было интересно, весело и радостно встретить всех знакомых и приятелей из других школ. Приятное общение, дружеская атмосфера сделали образовательное мероприятие незабываемым! – восхищается учитель Пьянковской школы Лидия Ивановна Свалухина.
Вторая часть занятия была посвящена изучению методических рекомендаций работы над исследовательским проектом. Участники выбрали интересующую их тему, над которой работали после занятий в лабораториях, составили план исследования. Все, с чем ребята познакомились на занятиях, им предстоит реализовать в своих исследовательских проектах. Школьники получили реальные рекомендации для проведения исследовательских мероприятий.
Во время перерыва между учебными занятиями были организованы мастер-классы: с учителем русского языка Зайковской школы №1 М.С. Байрашевой все желающие изготовили брошь «Георгиевская лента»; с социальным педагогом этой же школы К.А. Адамян ребята сделали новогодние игрушки на елку; библиотекарь Зайковской поселковой библиотеки И.В. Лавелина научила всех создавать символ 2025 года.
Очень надеемся на то, что все полученные знания будут оформлены в исследовательские проекты и представлены на научно-практической конференции.
Вера Жульдикова, методист ДЭЦ, Н.А. Яковлева, заместитель директора ДЭЦ
О.В. Свяжина, руководитель «Точки роста» Зайковской школы №1
Фото предоставлено авторами
Свежие публикации данной категории
29 января Свыше 550 тысяч свердловских школьников получают горячее питание
26 января День изобретений, или Путешествие по центру «Точка роста»
19 января Умнейшие дети
18 января Маленький юбилей
20 декабря 2024 Мыльные опыты
11 декабря 2024 Всероссийская онлайн-олимпиада для учеников 1-11 классов «Безопасный интернет»
20 ноября 2024 Студент колледжа имени Ползунова стал миллионером благодаря победе в «Большой перемене»
9 ноября 2024 С интересом к «Навигатору успеха»
3 ноября 2024 Если учиться, то только у лучших
31 октября 2024 От спорта и науки до искусства