День финансиста
9 сентября 2019
Она знает свою работу от А до Я
В школьные годы Татьяна Юрьевна Кобелева очень любила математику и даже участвовала в математических олимпиадах. Учителя возлагали надежды, что она будет учителем математики.
Татьяна Юрьевна рассказывает:
– Как-то за мной закрепляли одноклассницу, чтобы я ей помогла «подтянуться» по математике. Вот тогда я и поняла, что педагога из меня не получится. Я благодарна своим учителям школы № 18 – Людмиле Яковлевне Наумовой, Ивану Петровичу Эннсу, классному руководителю Вере Петровне Карповой, Лариса Николаевне Аникиной. Это они указали мне дорогу в жизнь. Определенную роль в выборе профессии сыграла и моя тетя-бухгалтер. А родители не понимали меня и отговаривали: «Что ты пойдешь чужие деньги считать». Но я решила, что и это должен кто-то делать.
После окончания Тюменского техникума потребительской кооперации Татьяна работала бухгалтером в городе Армизоне Тюменской области. А когда вернулась в Ирбит, устроилась техником по планированию на мотоциклетный завод. Но это предприятие фактически перестало существовать, она перешла в федеральное казначейство. В финансовом управлении работает уже шестнадцать лет, первоначально в казначейском отделе, сейчас – специалистом бюджетного отдела.
Работа ей нравится, Татьяна Юрьевна с удовлетворением отмечает:
– В финансовом управлении работа творческая и интересная, она связана не только с расходами, как в казначействе, но и с планированием доходов. Мы формируем расходные обязательства, наша задача выдержать баланс между доходами и расходами, конечно, с учетом развития доходного потенциала. Надо хорошо знать нормативную базу, а она постоянно меняется. Вроде все освоил и запомнил, приходят новые нормативные документы - все делаешь заново. Изучаешь сам и доводишь изменения до бюджетополучателей. Я же училась на бухгалтера, это более узкое направление, больше связанное с расчетами, а экономист или финансист – это стратег и аналитик. Но я не одна, со мной коллектив, он меня во всем поддерживает и подсказывает, мы работаем как слаженная команда!
Т.Ю. Кобелева курирует органы местного самоуправления, отслеживает расходы, анализирует сметы, подсказывает, как правильно планировать, где можно сэкономить и куда эти средства перенаправить. Ей не безразлична судьба селян и района, она старается вникнуть в каждую конкретную ситуацию и помочь.
Татьяна Юрьевна делится своими размышлениями:
– Мы же понимаем, что за любыми цифрами бюджета и финансирования стоят конкретные дела и люди. А наша территория дотационная, поэтому важно рационально распределить финансовые потоки. Всем хочется помочь, чтобы наши деревни и села развивались. Конечно, по доходам и расходы. Но оптимизация тоже не панацея, это палка о двух концах! Не всегда она приводит к желаемым результатам. Медицину в районе оптимизировали, а результат какой?
Высокую оценку профессиональным качествам Т.Ю. Кобелевой дает ее непосредственный руководитель - заместитель начальника финансового управления И.М. Полежанкина:
– Татьяна Юрьевна – специалист высшего класса. По-другому не скажешь. Она знает свою работу от А до Я, с компьютером на «ты», всегда первой осваивает новую программу, знакомится с последними изменениями в нормативной базе и готова поделиться всеми новшествами с коллегами по работе. Работая с клиентами, не пропустит документов с неточностями и ошибками, все сделает так, как положено.
Мы держим руку на пульсе района
Так бывает, что жизнь накрепко связывает судьбы двух людей. Ирина Михайловна Полежанкина и Елена Викторовна Живетьева - подруги с первого класса. Вместе успешно окончили школу и вместе поступали в Шадринский финансовый техникум на факультет «финансы и кредиты».
Ирина вообще-то собиралась быть учителем начальных классов, но шутила, что пойдет в финансовый техникум. Шутка стала реальностью. Поступать в это учебное заведение их сагитировала знакомая. Что за специальность и кем будут, девчонки понятия не имели. А когда поступили и начали учиться, им все нравилось. Вместе были на практике в одном городском финансовом управлении, вместе подрабатывали – ходили на проверки в районные организации, вместе по распределению вернулись работать в Ирбит.
Трудовая биография молодых специалистов началась 11 мая 1986 года в финансовом управлении.
Ирину Михайловну приняли на вакантную должность ревизора. Она рассказывает:
– На практике я специализировалась как госдоходница, а ревизор – это расходы. Приезжаю на проверку в деревню, передо мной выкладывают документы, а я на них смотрю и думаю: «Боже мой, что с ними делать?» Наставниками моими в работе были старые опытные бухгалтеры сельских советов: Знаменского – Валентина Николаевна Мочалова и Рудновского – Валентина Андреевна Степанова. Они подсказывали: «Вот книга прихода, берешь накладную, смотришь, что оприходовано, ставишь галочку…» Я приезжала проверять и одновременно набиралась опыта. Хорошим наставником был Георгий Иванович Гордеев – человек с большой буквы.
В управлении финансов И.М. Полежанкина проработала пять лет, затем восемь – в налоговой инспекции. В это же время окончила Всесоюзный заочный финансово-экономический институт. И снова вернулась в финансовое управление, вначале в должности инспектора по штатам, позже стала работать начальником бюджетного отдела, в настоящее время – заместитель начальника финансового управления.
Ирина Михайловна осознает важность своей работы, она говорит:
– Главное в наших обязанностях – планирование бюджета. Мы верстаем бюджет на финансовый год, и от того, насколько качественно он будет сформирован, зависит жизнеспособность района. То есть, как мы его спланируем, так и будет жить район. Нам сидеть без дела не дают, у нас постоянно какие-нибудь изменения в нормативных документах или выделяется дополнительное финансирование. Приходится учитывать и то, как живут наши главные распорядители бюджета, какие у них потребности и заявки. При этом нет никаких конкретных инструкций, как это все реализовать на практике. Поэтому постоянно приходится вносить изменения и корректировки в бюджет. Мы настроены на эффективное использование бюджетных средств. При этом стараемся, чтобы меньше было нарушений и наказаний, поэтому документы внимательно проверяем «от» и «до». И если есть необходимость, помогаем своим клиентам все сделать правильно. Можно сказать, что мы держим руку на «пульсе» района: координируем и корректируем финансовую деятельность, тем самым выравниваем экономическое и социальное развитие территорий.
Елена Викторовна подтверждает слова Ирины Михайловны, что до поступления в техникум они ничего не знали о финансовой деятельности. Но спустя три года девушки успешно окончили техникум и вернулись в родной город с дипломами финансистов.
Елена Викторовна начала работать в финансовом управлении в должности экономиста по сельскому хозяйству. Параллельно повышала заочно свое профессиональное образование в Курганском финансовом университете. В настоящее время является начальником отдела прогнозирования доходов.
Что касается вклада отдела прогнозирования в общую работу финансового управления, Елена Викторовна поясняет:
– Наш отдел участвует в разработке предложений по укреплению доходной базы местного бюджета, эффективному использованию бюджетных средств, имущества, находящегося в муниципальной собственности, осуществляет контроль за целевым использованием средств местного бюджета. Также в наши обязанности входит анализ поступления доходов от источников. Наша задача - выдержать баланс между доходами и расходами, конечно, с учетом развития доходного потенциала.
Елена Викторовна - старейший работник финансового управления, конечно, не по возрасту, а по стажу. Тридцать три года она трудится в одном учреждении. С благодарностью вспоминает своих первых руководителей: Любовь Михайловну Антропову и Екатерину Петровну Суркову – они создали хороший костяк коллектива. Их традиции продолжает нынешний начальник финансового управления Людмила Леонидовна Кузеванова.
Елена Викторовна признается:
– Работа с предприятиями, от которых поступают доходы в бюджет, - самый интересный процесс, который дает удовлетворение. От того, насколько правильно мы спланируем доходы, сколько их поступит в бюджет, зависят наши расходные полномочия и то, сколько их пойдет на социальные нужды. В духе времени повышаются требования к организации финансовой работы, совершенствуется бюджетный процесс, развивается нормативная база. За время моей работы бюджет изменился, раньше он измерялся тысячами, позднее миллионами, а сейчас уже миллиардами. Это, конечно, в разы повышает и нашу ответственность за свою работу.
Ирина Михайловна и Елена Викторовна, как и прежде, продолжают дружить, обе полностью удовлетворены своей работой.
По-моему, если бы жизнь можно было начать заново и им была бы предоставлена возможность выбора профессии, они бы снова стали финансистами и работали в финансовом управлении!
Настоящий асс своего дела
Со школьных лет Елена Михайловна Терских была уверена, что будет финансистом. В ее понимании только эта профессия ассоциировалась с жизненной надежностью и стабильностью.
Она вспоминает:
– У меня со школы экономический склад ума. Любимым педагогом была учитель математики Людмила Георгиевна Голан, ее предмет - тоже любимый.
Поэтому после окончания школы Елена поступила в Свердловский институт народного хозяйства на факультет планирования народного хозяйства. Трудовую биографию начала экономистом в отделе экономики администрации района. А когда на заслуженный отдых вышла бывший главный бухгалтер финансового управления, эту должность предложили занять Е.М. Терских. Елена посоветовалась с родителями и согласилась. И хотя до сих пор считает, что она всего лишь в нужное время оказалась в нужном месте, но, как говорится, пришлась ко двору, уже двадцать шесть лет добросовестно трудится в финансовом управлении Ирбитского муниципального образования. На ее памяти много новшеств и нововведений.
Елена Михайловна рассказала историю технической «революции» в финансовом управлении:
– Когда я пришла в управление, здесь не было такого количества компьютеров. А сейчас все компьютеризировано, много информационных сайтов, интернет-отчетность, электронно-цифровые подписи… Тяжело было внедрять программы. Все это началось при мне и с нуля. Мы документы с бумаги переносили в компьютер. Электронный документооборот сразу увеличился. А у нас во многих территориальных администрациях бухгалтеры были стажисты, в пожилом возрасте, они к новой оргтехнике привыкали с трудом, все приходилось объяснять и показывать, в полном смысле слова, на пальцах. Сейчас у всех все получается и все идут в ногу со временем, а еще совсем недавно это было большой проблемой!
С переходом на электронный документооборот изменились требования, формы, сроки отчетности и количество инстанций, в которые ее надо предоставлять.
Елена Михайловна с иронией замечает:
– Все это потребовало от финансистов, чтобы мы всегда были в тонусе. Везде надо отчитаться вовремя и так, чтобы не было ошибок, все было красиво и правильно, подписано, проверено контрольным органом и утверждено думой. Только после этого можно с облегчением вздохнуть и на какое-то время расслабиться!
Характеризуя главного бухгалтера, начальник управления Л.Л. Кузеванова не скупится на похвалы:
– Бухгалтерия – это наш мозг. Дело в том, что грамотно экономить денежные средства совсем не просто, а тратить их разумно – гораздо сложнее. А бухгалтерия собирает всю первичную отчетность о доходах, источниках финансирования, исполнении бюджета со всех бюджетных учреждений района. Эта информация поступает в электронном виде. Всю отчетность надо обработать и передать в областное министерство финансов без ошибок. Это титанический труд! Руководит этим процессом главный бухгалтер – Елена Михайловна Терских. Она – настоящий асс, очень квалифицированный специалист и умелый профессионал своего дела!
Олег Молокотин
Свежие публикации данной категории
28 октября Открываешь медальон, читаешь имя – понимаешь, что нашел солдата
25 октября Инициатива – жителей, поддержка – всеобщая
20 октября Папы, они такие
19 октября Мосты дружбы: из Ключей до Кипра
17 октября Дела ветеринарные
13 октября С добротой и уважением к старшему поколению
6 октября С заботой о памяти и природе
27 сентября Лучшей медсестрой Свердловской области стала Анастасия Астафьева из Ирбитской центральной городской больницы