С открытым сердцем
8 июня 2023
В преддверии Дня социального работника мы выяснили, чем притягательна эта профессия, с какими трудностями и приятностями сталкиваются соцработники. Один день мы провели с социальным работником Мариной Ждановой.
Марина Жданова социальным работником в Комплексном центре социального обслуживания населения города Ирбита и Ирбитского района работает шестой год.
Мы встретились с Мариной Алексеевной после обеда возле отделения социального обслуживания населения на дому № 4 в поселке Пионерском.
В этот день в восемь часов утра она собрала заказы на продукты и товары первой необходимости, лекарства от вверенных ей пожилых людей. Все это закупила, оплатила несколько квитанций за ЖКХ. Навестила и оказала социальные услуги трем жителям из поселков Гагарина и Пионерского. После обеда Марина поехала к клиентам в деревни Кириллову и Чусовляны.
По дороге соцработник рассказала, как пришла в эту профессию. После рождения третьего ребенка работать, как прежде, продавцом из-за неудобного графика она не могла. Местный фельдшер порекомендовала ей обратиться к Наталье Анатольевне Боярниковой, заведующей отделением социального обслуживания на дому № 4 поселка Пионерского. Тогда как раз требовался соцработник для получателей из Кирилловой и Чусовлян.
- Я думала, что быть соцработником просто: купила продукты и лекарства, развезла все, полы помыла, - но все оказалось не так просто, - делится Марина Алексеевна. – Первое время мне было сложно, потому что люди старшего возраста не всегда легко шли на контакт и не сразу доверяли мне. Я для них была малознакомым человеком. Еще труднее было составлять графики, вести журналы и другую документацию. В доме все было в бумагах.
Постепенно, шаг за шагом, у Марины Ждановой все стало получаться: она разобралась с документацией и научилась понимать своих подопечных. Сегодня работа приносит ей только положительные эмоции. Она уверена, что нашла свое призвание.
- Соцработникам приходится непросто. В этой профессии без любви к людям и огромного терпения не обойтись. Восстанавливать силы после каждого рабочего дня мне помогает семья, - комментирует М.А. Жданова. - Сколько пожилых людей находится у меня на обслуживании, со столькими характерами и приходится работать. Любая мелочь, даже плохая погода, могут вывести пожилого человека из равновесия. Социальный работник как громоотвод.
Когда слушаешь Марину Алексеевну, понимаешь, что в этой профессии нет случайных людей. Не каждый сможет расположить к себе, не всякий будет проявлять сострадание и милосердие к другим людям.
Трудовые будни социального работника насыщенные. У Марины Алексеевны 21 получатель социальных услуг: пенсионеры от 64 до 95 лет – тяжелобольные люди со своими проблемами и особенностями. Каждый из них нуждается в помощи и требует индивидуального подхода. В среднем в день, согласно графика, М.А. Жданова обходит 7-8 человек. Некоторым из них уход требуется ежедневно, другим – несколько раз в неделю. У каждого клиента свое время: к кому-то соцработник спешит с самого утра, кто-то ждет свою добрую и внимательную помощницу к обеду. На каждого получателя у соцработника есть своя страница в специальном журнале планирования и учета социальных услуг. В нем отмечаются код, наименование, стоимость услуг, которые были выполнены, в какой день и в какое время. Выполнение работы личной подписью подтверждают сами получатели социальных услуг Марины Алексеевны Ждановой.
Территория обслуживания у Марины Алексеевны большая. Трое ее подопечных проживают в Кирилловой, двух из них она посещает пять раз в неделю. Шесть получателей из Чусовлян, семь – из Чащиной, пятеро – жители Пионерского поселка
Помимо домашних бытовых хлопот, например, уборки жилого помещения, среди обязанностей социального работника – закупка продуктов, лекарств, товаров первой необходимости, сопровождение получателей социальных услуг в больницы и госучреждения, получение медикаментов по рецептам. Все это требует немало времени, терпения и сил. Не меньше, чем физическая помощь, пожилым людям нужна поддержка и душевное общение. Выслушать, утешить, помочь делом и добрым словом – все это не входит в перечень социальных услуг, но подчас оказывается самым важным для людей.
В Кирилловой мы подъехали к дому пожилого мужчины. Соцработник распахнула багажник, в котором было много продуктов: ежедневно она закупает их по 12-18 килограммов. Марина Алексеевна достала заказ своего получателя. 85-летний клиент ее уже ждал. К слову, каждый из получателей услуг знает точно, когда она приедет. Когда Марина Алексеевна задерживается, то звонит пенсионерам и предупреждает, что придет немного позже.
Социальный работник зашла в дом, вручила пожилому мужчине продукты, записала в тетрадь покупки и финансовый отчет, приклеила чек. В свою тетрадь она отметила, какой препарат нужно будет купить к следующему посещению. За это время она обсудила с мужчиной погоду, его самочувствие.
- Иногда все сделаешь и собираешься уже уходить, но видишь пожилого человека что-то беспокоит, он расстроен, ему обязательно нужно поговорить. Поэтому остаюсь, выслушиваю каждого. Советов о том, как жить, никогда не даю, о личных делах не рассказываю, даже если спрашивают. Все-таки социальный работник не должен вмешиваться в жизнь подопечного, хотя, честно, многие без нас как без рук. Чаще всего бабушкам и дедушкам просто хочется выговориться: пересказать сюжет любимого русского сериала или поделиться новостями политики, - делится Марина Алексеевна пока мы едем на другой адрес. - Когда после душевной беседы говорят, что на сердце стало легче, значит, труд твой не напрасный.
Многие получатели услуг называют своего соцработника «Маринушка». Для некоторых из них она свет в оконце. Это подтверждает следующая клиентка. Марина Алексеевна к ней ходит пять раз в неделю. В понедельник по графику этой получательнице услуг –доставка продуктов и лекарств. Марина отдала заказ и записала новый, настроила пожилой женщине телефон, обсудили погоду, настроение.
– Марина ходит ко мне уже пять лет. Она молодец. Не знаю, что бы я делала без своей помощницы! Мариночка – удивительный человек, добрый, душевный, отзывчивый. Приходя в дом, первым делом интересуется моим настроением, здоровьем. Аккуратно, скрупулезно выполняет все мои поручения, на просьбы о помощи откликается в любое время, порой и в выходные навещает. Обязанности соцработника мне совсем не хочется называть «услугами», ведь Марина все делает на совесть и с душой, как говорится, не в службу, а в дружбу. Таких, как я, пожилых, со своими требованиями, а порой и капризами, у нашего соцработника еще двадцать человек. И сразу заметно, что работа для нее – не гнет каких-то обязанностей, а искреннее желание быть нужной, полезной. Я очень благодарна Марине Алексеевне! - делится 84-летняя жительница Кирилловой.
После второго адреса социальный работник отвезла меня в город, потому что не все ее подопечные готовы общаться с посторонними. Многие из них чувствуют себя неловко, когда другим людям становится известно, что они пользуются услугами социального работника.
По пути в город Марина рассказала еще о тонкостях профессии.
- На выполнение каждой социальной услуги по стандартам дается определенное время - от 5 до 30 минут. Каждую из них нужно занести в журнал, записать время. Бывает и такое, что получатель забыл в предварительной заявке заказать какой-нибудь продукт. Тогда приходится разворачиваться и идти снова, - комментирует соцработник. – Отведенного времени не всегда хватает. В первую очередь, люди хотят общения: часто им не с кем поговорить, они заперты в четырех стенах. Многие из них одиноки при живых детях. К кому-то просто редко приезжают родственники, потому что живут в другом городе.
М.А. Жданова отмечает, что ей повезло с коллегами – профессионалами своего дела. Заведует отделением социального обслуживания населения на дому № 4 Наталья Анатольевна Боярникова. Здесь трудятся социальные работники Светлана Юрьевна Бурундукова, Ольга Павловна Завьялова, Светлана Анатольевна Карпова, Светлана Захаровна Холкина, Наталья Ивановна Черемных и Ирина Вениаминовна Шмакова.
- У нас очень дружный коллектив, все с большим стажем работы. Мы регулярно проходим различные курсы: обучение первой доврачебной помощи и другие. Если кому-то из нас нужна помощь, например, получатель упал, мы всегда приходим выручать. Всегда обмениваемся опытом, - отмечает М.А. Жданова.
Приехав в Пионерский, мы с Мариной Алексеевной попрощались. Ей в этот день нужно было навестить еще нескольких своих клиентов.
Получатели услуг благодарны своему социальному работнику. Они пишут о ней теплые слова и оставляют положительные отзывы в учреждении. Благодарны и родственники пожилых людей. Пожалуй, это самая главная награда для Марины Алексеевны.
Профессия социального работника остается одной из самых нужных и востребованных. В этой сфере нужно работать с открытым сердцем к людям. И Марина Жданова это подтверждает.
Ксения Малыгина
Фото автора и из личного архива М.А. Ждановой
Свежие публикации данной категории
6 ноября Свыше 80 общих врачебных практик и фельдшерско-акушерских пунктов возвели в регионе
3 ноября Возраст счастью не помеха
28 октября Открываешь медальон, читаешь имя – понимаешь, что нашел солдата
25 октября Инициатива – жителей, поддержка – всеобщая
20 октября Папы, они такие
19 октября Мосты дружбы: из Ключей до Кипра
17 октября Дела ветеринарные
13 октября С добротой и уважением к старшему поколению
6 октября С заботой о памяти и природе
27 сентября Лучшей медсестрой Свердловской области стала Анастасия Астафьева из Ирбитской центральной городской больницы