Главный редактор
Кузеванова Наталья Михайловна
Тел: +7 (34355) 2-05-60
Ирбитский район,
п.г.т. Пионерский, ул. Лесная, д. 2
E-mail: rodniki_96@mail.ru
Главная / Земство / Я бы в летчики пошел…

Я бы в летчики пошел…

24 декабря 2020

Земство

Я бы в летчики пошел…

На минувшей неделе школьники Зайковской школы № 1 встретились со старшим летчиком авиационного звена Виктором Мензелинцевым.

 

В связи с соблюдением эпидемиологических мер посетить мероприятие в культурном центре имени дважды Героя Советского Союза Г.А. Речкалова удалось не всем желающим. Конструктивный диалог между военнослужащим и ребятами состоялся в рамках соглашения о сотрудничестве Ирбитского муниципального образования с командованием 689-го Гвардейского истребительного полка морской авиации Балтийского флота.

 

В этом полку и служит Виктор. Он нашел время в отпуске, чтобы выбраться в поселок Зайково, посетить выставки, посвященные Григорию Андреевичу Речкалову, и рассказать подрастающему поколению о прелестях военной службы.

- Я родом из Свердловской области – из Екатеринбурга. В отпуске часто бываю на малой родине. По пути к тете в Туринск не раз проезжал мимо музейного комплекса в Зайково. Сейчас я побывал в нем и очень впечатлен представленными экспозициями. Тем более, что Григорий Андреевич в нашем истребительном полку в годы Великой Отечественной войны прошел путь от рядового летчика до командира полка, - делится Виктор Мензелинцев.  

Вторая, и самая продолжительная, часть визита летчика авиационного звена состоялась с ребятами.

- Я родился в 1996 году, окончил обычную среднюю школу города Екатеринбурга. Мой путь военной службы начался восемь лет назад, - Виктор начинает рассказ о себе. - В десятом классе принял решение учиться на военного летчика. В одиннадцатом классе подтягивал физику, математику, русский язык и физическую подготовку. В юности профессионально занимался настольным теннисом и рукопашным боем. После окончания школы поступил в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков. По приезде в Краснодар было некомфортно. До этого никогда так далеко и надолго не выезжал из своего города. Меня, как и других абитуриентов, разместили в казармах.

Известно, что для поступления в военные учебные заведения требуются не только высокие результаты экзаменов, но и хорошее состояние здоровья и общей физической подготовки.

- Первое испытание для абитуриентов – профотбор. Мы на протяжении десяти дней решали тесты на различные темы: от бытовых до психологических. Затем проходили медицинскую комиссию. В летном она - особенная. Здоровье проверяют углубленно, - рассказывает лейтенант Мензелинцев.

Будущих летчиков испытывают на специальном вращающемся стуле, так проверяют вестибулярный аппарат. Обязательно для поступления в летное училище прохождение испытания барокамерой. В металлической камере потенциальных курсантов закрывают, давление в ней постепенно опускается как на высоте пять тысяч метров. Затем испытуемых просят прочитать текст – так проверяют, есть ли помутнение в глазах.

 

 

Еще все абитуриенты летных заведений проходят испытания на физическую подготовку: кросс три километра, подтягивание и бег на сто метров.

- Для тех, кто успешно прошел все испытания, начинается курсантская жизнь. Утром после зарядки курсанты идут на «пары». Все сидят за партами в военной форме. В каждой группе есть командир-курсант. Дисциплина, конечно, здесь выше, чем в гражданских вузах. После трех «пар» начинается самостоятельная подготовка: занятия спортом, чтение книг и подготовка к учебным занятиям, - комментирует Виктор Мензелинцев. 

На первых курсах молодые люди учатся стрелять из пистолета Макарова, а уже на третьем курсе приступают к полетам на учебных самолетах.

- Свой первый самостоятельный полет я сделал 12 апреля 2016 года. Это было очень волнительно. До этого события у меня состоялось порядка тридцати полетов с летчиком-инструктором, - вспоминает старший летчик авиационного звена. – Поначалу ни у кого ничего не получается. Нет такого, что ты сел и полетел как ас. От количества приборов, высоты, скорости порою возникают мысли: «Может, это не мое?!» Но все приходит с опытом. Победа в воздухе куется на земле.

Уже на втором курсе курсанты летных училищ подписывают контракт сроком на девять лет. С того времени им начисляется стипендия. Чтобы получать порядка двадцати тысяч в месяц, курсантам необходимо хорошо учиться и сдавать на «отлично» физическую подготовку.

 

 

После двух лет обучения курсанты выбирают один из четырех факультетов: истребительной авиации, штурмовой авиации, транспортной и дальней авиации. Виктор учился в истребительной авиации в городе Армавире.

 

Перед полетом на третьем курсе военнослужащим нужно совершить прыжок с парашютом. Каждый летчик два раза в год обязан совершать их. Свой первый прыжок Виктор помнит до сих пор.

- Сбор был в пять утра, все курсанты в ожидании прыжка с парашютом. Из-за метеоусловий время прыжка переносят, - рассказывает военнослужащий. - Первый прыжок с парашютом не так страшен, как второй. Последующие даются проще. Прыжок длится всего две-три минуты.

На пятом курсе Виктор уже совершал полет на сложный пилотаж, управляя учебно-боевым самолетом Як-130.

- Перед полетом нужно проверить машину, все системы ее управления. Та же задача стоит перед инженером. Затем выруливаете на взлетную полосу, вводите различные данные. В самолете установлены экраны, а не приборы. Вираж выполняется на максимальной скорости машины, - говорит Виктор Мензелинцев. - В среднем полет длится 30-40 минут. Его продолжительность не может быть выше, потому что летчик испытывает большие перегрузки. Она составляет от двух до пяти единиц. Например, мой вес 80 килограммов, а нагрузка составляет 400 килограммов. Чтобы с этим справиться, есть специальные противоперегрузочные костюмы. Для поддержания жизнеобеспечения кислород подается через маску.

Виктор Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков окончил с красным дипломом, и ему предоставили право выбора места дальнейшей службы.

- Изначально горел желанием ехать в Астрахань. Там мои любимые самолеты – МИГ-29. Посоветовавшись с супругой, отправился в Калининград – в 689-й Гвардейский истребительный полк морской авиации Балтийского флота. Ни разу не пожалел. Это одно из самых лучших мест! - отмечает офицер. - Моих товарищей распределили по всей стране; в Пермь, во Владивосток, в Челябинск, в Крым, в Подмосковье, в Петрозаводск. Сейчас у меня есть друзья по всей стране. Это здорово!

При поступлении в авиационный полк Виктор прошел курс управления Су-27. К слову, летчик «влюбился» в этот самолет. Су-27 - большой, имеет другие скорости и улучшенную эргономику.

 

 

Вернувшись с переобучения, он отправился в Центральный районный военный госпиталь в Москве для прохождения врачебно-летной комиссии.

Уже в феврале Виктор приступит к боевому дежурству – охране воздушных западных границ нашей необъятной страны.

- Когда от боевого офицера поступает команда «Воздух», летчик в кратчайшие сроки должен надеть всю экипировку: противоперегрузочные, высоко компенсирующие костюмы, высотный морской спасательный костюм. В это время инженеры готовят самолет к полету. Летчик запустил самолет и на форсажах вылетает на самых предельных режимах работы двигателя с наибольшей скоростью. Его задача - перехватить «сомнительный» самолет, распознать его госномер, определить его тип. Всю информацию он передает на землю и сопровождает «гостя» до государственной границы. После чего летит на свой аэродром, - рассказывает летчик.

Военнослужащий поведал ребятам, что в авиации задействованы не только летчики.

- Чтобы летчик полетел, на земле проделывается глобальная работа. Специальный инженер и механик готовят самолет к полетам не один месяц. Этим специальностям учат в Воронеже. Большая ответственность возлагается на группу руководства полетов. Она постоянно следит за летчиком, дает разрешение на запуск, на взлет, на изменение высоты полета. Летчик находится под их контролем, - со знанием дела рассказывает лейтенант. – Еще есть офицеры боевого управления. Они занимаются наведением летчика на цель, потому что видят на радаре метки противника и своего летчика. Этой специальности учат в Челябинске.

Военнослужащий отметил, что к перечисленным специальностям авиационной службы не такие жесткие требования к здоровью, как например, к летчику.

 

Виктора приветствовал глава Ирбитского МО Алексей Никифоров. Он выразил надежду, что из присутствующих школьников кто-то свяжет свое будущее с небом и с военной службой. От себя замечу, что мальчишки после беседы с военнослужащим загорелись.

- Встреча очень понравилась. Всерьез задумался о поступлении в военное летное училище. Если до этого были сомнения, то они сейчас развеялись, - заключил Григорий Кушков, кадет Зайковской школы № 1.

Ксения Малыгина

Фото автора и из архива

Виктора Мензелинцева


Наверх страницы