Главный редактор
Кузеванова Наталья Михайловна
Тел: +7 (34355) 2-05-60
Ирбитский район,
п.г.т. Пионерский, ул. Лесная, д. 2
E-mail: rodniki_96@mail.ru
Главная / Земство / Верхотурский «малый флот» ирбитского дела

Верхотурский «малый флот» ирбитского дела

31 августа 2020

Земство

Верхотурский «малый флот» ирбитского дела

Сейчас уже трудно даже представить, что наша Ница была судоходной рекой.

 

Но в XVII веке Сибирь остро нуждалась в сельхозпродукции. Самыми удобными путями ее транспортировки были реки, в том числе и Ница.

 

Судостроение в Верхотурском уезде было тесно связано с процессами заселения Зауралья русскими крестьянами. Именно на них возлагалась заготовка судового леса, и они же, в основном, работали уставщиками и рядовыми плотниками на плотбищах.

 

Если судить по времени появления судоверфей, или «плотбищ», на которых строили речные суда, то начало судоходства на Нице относится к 1640 году, ко времени постройки «плотбища» и первых хлебных «дощаников».

 

Уже первый приказчик Ирбитской слободы Осип Несенцов получил в 1641 году распоряжение построить 4 дощаника.

 

В 1645 году верхотурский воевода Максим Федорович Стрешнев поручал приказчику Василию Муравьеву построить в Ирбитской слободе дощаники под хлебные запасы сибирских служилых людей. 

 

В 1649 году Ирбитская слобода должна была поставить в казну 11 дощаников. Однако, как докладывал в Верхотурье приказчик Григорий Барыбин, среди ирбитских крестьян оказалось только 4 судовых мастера, среди которых был и Пятко Ощепков – основатель трех слобод:  Ницинской-Ощепковской, Усть-Ирбитской и Пышминской-Ощепковской. В это время местные плотбища находились в деревнях  Фоминой и Зайковой.

 

Почему верфь устроили именно в этих деревнях? Скорее всего, потому, что среди жителей этих деревень, переселенцев из северного Поморья, были искусные плотники, владеющие навыками судостроительства. К тому же река Ирбитка в окрестностях этих деревень сильно петляла, делилась на рукава и старицы, что создавало благоприятные условия для строительства судоверфи, спуска на воду судов и их выхода в Ницу.

 

В 1660 году верхотурский воевода получил  из Тобольска указ о постройке 45 дощаников. Строительство 6 из них было возложено на оброчных крестьян Ирбитской слободы.

 

Но для ирбитских крестьян этот судостроительный промысел был нелегкой государственной повинностью, к тому же особо важным переделом работ, которые контролировал сам приказчик слободы.

 

Суда строили «из сухого и доброго лесу, а не из сырого, чтобы они в грузу были подъемистыми». А сам лес заготавливали в ближайших лесах поздней осенью. На строительство одного судна шло около 300 бревен. Можно себе  представить размеры лесозаготовок за время существования судоверфи! Приказчику было наказано следить, «чтобы они суды делали с великим радением и ушивали крепко, и конопати клали больше, и тугуны клали чаще, чтобы в тех судах с исходи течи и с верху капели не было».

 

Ирбитские судоверфи выпускали «дощаники» – плоскодонные речные суда, размером в длину от 20 до 30 метров, в ширину до 9 метров и грузоподъемностью от 10 до 40 тонн, построенные из досок, от чего они и получили свое название. Обычно это были гребные суда, они снабжались носовым и гребным веслами, четырьмя-восемью боковыми, плюс четыре шеста для сталкивания судна с мелей, которых на сибирских реках было предостаточно. Но в разлив ходили и под парусами, для чего имели мачту, рею с парусом до 13 метров в высоту и 11 в ширину. Весла и парус помогали во время движения против течения. Хотя суда погружались в глубину не более полутора метров, все судоходство по Нице проходило в основном в период весеннего половодья, потому что летом река сильно мелела.

 

Первый заказ на изготовление четырех дощаников судоверфи Фоминой и Зайковой получили в 1641 году. В 1645 году верхотурский воевода Максим Федорович Стрешнев снова поручал приказчику Ирбитской слободы Василию Муравьеву: «И как к тебе вся наша память придет, и ты б ирбитским пашенным крестьянам, судовым плотникам, велел судовой всякой лес готовить в Ирбитской слободе, на четыре дощаника, доброй, нещелевой и без ветрениц, по нынешней осени до заморозков».

 

Другой приказчик Ирбитской слободы Ефим Шубин докладывал верхотурскому воеводе: «Нагрузил я в Ирбитской слободе ирбитского дела государственных шесть дощаников… Нагрузя те дощаники, отпустил с Ирбита в Тобольск с тобольскими служилыми людьми и слободскими беломестными казаками не испустя большой вешней воды… В каждом дощанике… государевых запасов ирбитские пахоты пашенного 300 чети ржи, 15 чети крупы, 20 чети толокна…»

 

Подобный же груз находился в других дощаниках. Общий вес хлебного груза на дощанике обычно составлял свыше 2 тысяч пудов. Обратно суда возвращались груженные солью с Ямышевского соляного озера. Как её оценивали очевидцы, «соль же та зело чиста, аки снег или лед ясинец, солка же вельми и сладка». Из Сибири в Москву отправлялось «мягкое золото». В отдельные годы до двухсот сороков только одних соболиных шкурок, не считая другой мягкой рухляди.

 

Так добросовестно трудились дощаники ирбитского дела на просторах Обь-Иртышского бассейна до конца XVII века. Дощаники, построенные на ирбитских верфях, служили неоценимую службу, перевозя все необходимые для Сибири грузы.

 

Олег Молокотин

 

 


Наверх страницы