Верхотурский «малый флот» ирбитского дела
31 августа 2020
Сейчас уже трудно даже представить, что наша Ница была судоходной рекой.
Но в XVII веке Сибирь остро нуждалась в сельхозпродукции. Самыми удобными путями ее транспортировки были реки, в том числе и Ница.
Судостроение в Верхотурском уезде было тесно связано с процессами заселения Зауралья русскими крестьянами. Именно на них возлагалась заготовка судового леса, и они же, в основном, работали уставщиками и рядовыми плотниками на плотбищах.
Если судить по времени появления судоверфей, или «плотбищ», на которых строили речные суда, то начало судоходства на Нице относится к 1640 году, ко времени постройки «плотбища» и первых хлебных «дощаников».
Уже первый приказчик Ирбитской слободы Осип Несенцов получил в 1641 году распоряжение построить 4 дощаника.
В 1645 году верхотурский воевода Максим Федорович Стрешнев поручал приказчику Василию Муравьеву построить в Ирбитской слободе дощаники под хлебные запасы сибирских служилых людей.
В 1649 году Ирбитская слобода должна была поставить в казну 11 дощаников. Однако, как докладывал в Верхотурье приказчик Григорий Барыбин, среди ирбитских крестьян оказалось только 4 судовых мастера, среди которых был и Пятко Ощепков – основатель трех слобод: Ницинской-Ощепковской, Усть-Ирбитской и Пышминской-Ощепковской. В это время местные плотбища находились в деревнях Фоминой и Зайковой.
Почему верфь устроили именно в этих деревнях? Скорее всего, потому, что среди жителей этих деревень, переселенцев из северного Поморья, были искусные плотники, владеющие навыками судостроительства. К тому же река Ирбитка в окрестностях этих деревень сильно петляла, делилась на рукава и старицы, что создавало благоприятные условия для строительства судоверфи, спуска на воду судов и их выхода в Ницу.
В 1660 году верхотурский воевода получил из Тобольска указ о постройке 45 дощаников. Строительство 6 из них было возложено на оброчных крестьян Ирбитской слободы.
Но для ирбитских крестьян этот судостроительный промысел был нелегкой государственной повинностью, к тому же особо важным переделом работ, которые контролировал сам приказчик слободы.
Суда строили «из сухого и доброго лесу, а не из сырого, чтобы они в грузу были подъемистыми». А сам лес заготавливали в ближайших лесах поздней осенью. На строительство одного судна шло около 300 бревен. Можно себе представить размеры лесозаготовок за время существования судоверфи! Приказчику было наказано следить, «чтобы они суды делали с великим радением и ушивали крепко, и конопати клали больше, и тугуны клали чаще, чтобы в тех судах с исходи течи и с верху капели не было».
Ирбитские судоверфи выпускали «дощаники» – плоскодонные речные суда, размером в длину от 20 до 30 метров, в ширину до 9 метров и грузоподъемностью от 10 до 40 тонн, построенные из досок, от чего они и получили свое название. Обычно это были гребные суда, они снабжались носовым и гребным веслами, четырьмя-восемью боковыми, плюс четыре шеста для сталкивания судна с мелей, которых на сибирских реках было предостаточно. Но в разлив ходили и под парусами, для чего имели мачту, рею с парусом до 13 метров в высоту и 11 в ширину. Весла и парус помогали во время движения против течения. Хотя суда погружались в глубину не более полутора метров, все судоходство по Нице проходило в основном в период весеннего половодья, потому что летом река сильно мелела.
Первый заказ на изготовление четырех дощаников судоверфи Фоминой и Зайковой получили в 1641 году. В 1645 году верхотурский воевода Максим Федорович Стрешнев снова поручал приказчику Ирбитской слободы Василию Муравьеву: «И как к тебе вся наша память придет, и ты б ирбитским пашенным крестьянам, судовым плотникам, велел судовой всякой лес готовить в Ирбитской слободе, на четыре дощаника, доброй, нещелевой и без ветрениц, по нынешней осени до заморозков».
Другой приказчик Ирбитской слободы Ефим Шубин докладывал верхотурскому воеводе: «Нагрузил я в Ирбитской слободе ирбитского дела государственных шесть дощаников… Нагрузя те дощаники, отпустил с Ирбита в Тобольск с тобольскими служилыми людьми и слободскими беломестными казаками не испустя большой вешней воды… В каждом дощанике… государевых запасов ирбитские пахоты пашенного 300 чети ржи, 15 чети крупы, 20 чети толокна…»
Подобный же груз находился в других дощаниках. Общий вес хлебного груза на дощанике обычно составлял свыше 2 тысяч пудов. Обратно суда возвращались груженные солью с Ямышевского соляного озера. Как её оценивали очевидцы, «соль же та зело чиста, аки снег или лед ясинец, солка же вельми и сладка». Из Сибири в Москву отправлялось «мягкое золото». В отдельные годы до двухсот сороков только одних соболиных шкурок, не считая другой мягкой рухляди.
Так добросовестно трудились дощаники ирбитского дела на просторах Обь-Иртышского бассейна до конца XVII века. Дощаники, построенные на ирбитских верфях, служили неоценимую службу, перевозя все необходимые для Сибири грузы.
Олег Молокотин
Свежие публикации данной категории
6 ноября Свыше 80 общих врачебных практик и фельдшерско-акушерских пунктов возвели в регионе
3 ноября Возраст счастью не помеха
28 октября Открываешь медальон, читаешь имя – понимаешь, что нашел солдата
25 октября Инициатива – жителей, поддержка – всеобщая
20 октября Папы, они такие
19 октября Мосты дружбы: из Ключей до Кипра
17 октября Дела ветеринарные
13 октября С добротой и уважением к старшему поколению
6 октября С заботой о памяти и природе
27 сентября Лучшей медсестрой Свердловской области стала Анастасия Астафьева из Ирбитской центральной городской больницы