Полундра
30 июля 2020
Значение слова «полундра» широко известно в народе, оно из флотского жаргона, в буквальном смысле означает опасность и предупреждает: «берегись!». Но в период Великой Отечественной войны оно стало боевым кличем, поднимавшим в атаку на врага наших моряков и морских пехотинцев.
Наш земляк Николай Иванович Тюстин получил это прозвище во время Великой Отечественной войны. Родился он 27 ноября 1919 года в пригородной деревне Кекур в многодетной семье крестьянина-середняка Ивана Прокопьевича Тюстина. После окончания школы работал в местном колхозе кузнецом. Сил у Николая хватало на тяжелую работу и на то, чтобы завоевать авторитет у сверстников всех ближайших деревень. На военную службу он был призван в мае 1939 года. Крепкого деревенского парня сразу определили на Черноморский флот.
Ни шагу назад!
Когда началась война, Н.И. Тюстин уже год служил в звании старшины первой статьи на самом красивом и быстроходном корабле Советского Союза – эскадренном эсминце «Лидер Ташкент», который впоследствии стал легендой обороны Одессы и Севастополя. Несколько месяцев «Ташкент» занимался челночными перевозками войск, боеприпасов и топлива в осажденный Севастополь и эвакуацией раненых из города. Его пушки громили румынские позиции под Одессой и уничтожали немецкие батареи под Севастополем.
Взрывной характер Николая не изменился и на службе, в результате конфликта с одним из офицеров участие в Керченской десантной операции в конце 1941 – начале 1942 года он уже принял в составе 613-го ударно-штурмового штрафного батальона Черноморского флота.
В период Великой Отечественной войны штрафные подразделения предназначались для отбытия наказания краснофлотцами, нарушившими воинскую дисциплину. У штрафников была незавидная участь, их посылали впереди обычных боевых частей, которым они придавались для прорыва обороны противника. Они выполняли боевые задачи, связанные с явным риском для жизни, «кровью искупая свою вину».
Вот и в районе Керчи штрафников высадили со сторожевых катеров прямо в море, они, кто вплавь, а кто по грудь в ледяной воде, добирались до берега. Многие пехотинцы испытали шок от ледяной воды и утонули. К тому же высадка десанта не прошла не замеченной немцами, они встретили наступающих шквальным огнем. Боестолкновение неоднократно переходило в рукопашную схватку… В ходе этих боев была освобождена от немецко-румынских войск территория Керченского полуострова и облегчено положение осаждённого фашистами Севастополя. Но переохлаждение и последующие кровопролитные бои вызвали большие потери личного состава десанта. Испытание ледяной водой Тюстин выдержал, но в ходе наступательных боев получил первое ранение и попал в госпиталь.
Из огня да в полымя
По-другому и не скажешь, потому что после выздоровления Н.И. Тюстин был направлен в 83-ю отдельную штурмовую десантную бригаду морской пехоты и уже в ее составе участвовал в обороне и освобождении от фашистов Одессы и Севастополя.
Морских пехотинцев немцы называли «черными дьяволами» и «черной смертью». Да это и понятно. Отбор в морскую пехоту был значительно жёстче, чем в другие подразделения Красной армии. В морпехи попадали сильные, крепкие ребята, тягаться врукопашную с которыми было практически невозможно. Морские пехотинцы славились отвагой и бесстрашием, они шли на позиции врага с криком «Полундра!». Такие бесстрашные атаки всегда давали результат и сеяли панику в рядах фашистской армии. Поэтому, когда дело доходило до рукопашной, немцы и их союзники–румыны массово покидали позиции. Но и жертвы среди моряков были огромными.
Всю осень 1942 года в горах Северного Кавказа шли бои. Приказом командующего фронтом 83-ю бригаду направили в район осажденного врагом Туапсе. Морские пехотинцы наступали во весь рост, не делая перебежек. Немецкая пехота залегла, попыталась отстреливаться, а потом не выдержала и обратилась в бегство. Моряки преследовали врага, из боя они вернулась с пленными, трофеями и ценными документами. План немецкого командования по захвату Туапсе был сорван. В одной из этих атак Н.И. Тюстин был тяжело ранен.
Хороша страна Болгария,
но Россия лучше всех
В 1943 году, после лечения в госпитале, моряк вернули служить на корабль. Но к этому времени эсминец «Лидер Ташкент» уже погиб под бомбежкой немецкой авиации, и Тюстина определили на крейсер «Красный Крым».
В начале февраля 1943 года гвардейский крейсер «Красный Крым» состоял в группе кораблей, прикрывавших артиллерийским огнем высадку морского десанта под Новороссийском. Но и немцы не оставались в долгу, стреляли по нашим кораблям прицельно и весьма эффективно.
Во время этой артиллерийской дуэли Николай был ранен в третий раз.
После лечения он снова вернулся на фронт и в составе 65-го полка Черноморского флота участвовал во взятии порта Констанцы в Румынии и города Сулемо в Болгарии, где и встретил победный 1945 год.
В общей сложности семь лет отслужил Н.И. Тюстин на Черноморском флоте, четыре из них защищал морские рубежи нашей Родины от немецких захватчиков и их сателлитов. За мужество и героизм, проявленные в боях с врагами, он был отмечен Благодарностью Верховного главнокомандующего И.В. Сталина и медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Но на этом еще не закончилась воинская служба Н.И. Тюстина. В 1956 году он был в служебной «командировке» на подавлении фашистского мятежа в Венгрии.
В мирное время Николай Иванович 32 года трудился автослесарем, шофером первого класса и механиком на Ирбитском стекольном заводе.
Перестало биться беспокойное сердце Н.И. Тюстина, ветерана Великой Отечественной войны и труда, 7 декабря 1980 года.
Олег Молокотин
Свежие публикации данной категории
30 ноября Семьёй дорожить – счастливым быть!
27 ноября Семья года - 2024
23 ноября Семьи поделились счастьем
6 ноября Свыше 80 общих врачебных практик и фельдшерско-акушерских пунктов возвели в регионе
3 ноября Возраст счастью не помеха
28 октября Открываешь медальон, читаешь имя – понимаешь, что нашел солдата
25 октября Инициатива – жителей, поддержка – всеобщая
20 октября Папы, они такие
19 октября Мосты дружбы: из Ключей до Кипра
17 октября Дела ветеринарные