Учительство - дело семейное
5 октября
Вадим Александрович и Вера Владимировна Дорохины связаны судьбой, учительством и историей.
Вадим Александрович и Вера Владимировна работают учителями истории и обществознания в Зайковской школе № 1. У каждого солидный педагогический стаж: у Вадима Александровича – 34 года, у Веры Владимировны – 31 год.
Вадим Александрович – коренной житель поселка, окончил Зайковскую школу № 2. Быть учителем истории мечтал с юных лет.
- С детства много читаю. Однажды нашел в макулатуре учебник пятого класса «История Древнего мира». С интересом его прочитал. В свободное время много читал и художественные книги, и исторические – фильмов тогда не так много было, - вспоминает В.А. Дорохин. – История нравилась всегда, а хобби должно совпадать с профессией.
В 1989 году после окончания школы Вадим Дорохин подал документы в институт, но поступить ему не удалось и тогда директор Харловской школы Нина Константиновна Макарова приняла его вожатым. По совместительству Вадим Александрович вел два часа в неделю уроки истории. Через год молодого человека призвали на срочную службу. Вернувшись из армии, Вадим Дорохин от намерения стать учителем истории не отступил и поступил на исторический факультет Нижнетагильского педагогического института. Учился заочно и работал.
- Место в Харловской школе уже было занято, а в районо сообщили, что вакансия есть в Зайковской школе № 1. Я пришел в школу, у стенда с расписанием встретил Раису Сергеевну Халикову, она такая маленькая стояла, спросил у нее: «Где у вас директор?» Она ответила: «Я директор». Так и познакомились, - улыбается В.А. Дорохин. - Сначала работал вожатым, немного часов истории вел. После реформы количество часов по этому предмету увеличили, и я перешел только на учительство.
Вера Владимировна родом из села Крутихинского. Окончила Горкинскую школу в 1989 году. После поступила в Ирбитское педучилище по специальности «учитель начальных классов». По распределению молодой специалист попала в Зайковскую школу № 2.
- Добираться до УЖД было непросто и Вадим Александрович предложил перевестись в их школу. В Зайковской школе № 1 первое время работала секретарем-делопроизводителем, потом год была воспитателем в пришкольном интернате: в школе тогда был открыт сельхозкласс, и приезжие ребята жили в общежитии совхоз-техникума – ныне Ирбитского аграрного техникума, - говорит Вера Владимировна. - В 1999 году дочь пошла в первый класс, и я поступила в институт. Хотела на филфак, но Раиса Сергеевна убедила поступить на истфак, тем более школе нужен был еще один учитель истории.
Окончила Вера Владимировна тот же институт, что и ее супруг – Нижнетагильский педагогический. Она признается, что никогда не думала, что будет учителем истории. Хотя уроки истории в школе ей очень нравились.
- В четвертом классе историю у нас вела Галина Алексеевна Прокопьева. Она нам так интересно рассказывала про археологию, раскопки, и я образно представляла, как ученые с кисточкой в руках находят косточки, битую посуду. Думала, что Галина Андреевна на этих раскопках сама была, - говорит В.В. Дорохина.
Вадим Александрович и Вера Владимировна в браке 33-й год. Вместе они пережили нелегкие времена и в быту, и в учительстве.
- В 90-е годы задержка зарплаты была, однажды восемь или девять месяцев ее не было. Тогда даже хлеб сами пекли, выручало личное подсобное хозяйство. Мы до сих пор держим кур и кроликов, обрабатываем большой огород. Для нас это уверенность и стабильность, - отмечает глава семьи.
- Были в тот момент мысли, а не пойти ли в сельское хозяйство, - добавляет супруга.
Своей профессии учителя остались верны, история их продолжает вдохновлять. Дома они часто проводят по вечерам минипедсоветы: обмениваются мнениями, обсуждают спорные моменты, разбирают сложные ситуации. Вместе они готовятся и к открытым урокам и другим мероприятиям.
Методика преподавания истории у каждого своя. Вера Владимировна ведет уроки у пятых-девятых классов, Вадим Александрович – в старших классах.
У историков разные любимые темы уроков. Например, Вере Владимировне из истории Древнего мира ближе Древняя Греция, из истории России – правление Екатерины II. Вадиму Александровичу ближе Древний Рим, нравится эпоха Средневековья, несмотря на то что многие историки называют их «темными веками». Из истории России его особенно привлекает XX век, потому что сейчас становятся доступными архивные документы, появляются новые трактования событий.
- Интересно выяснить, разобраться в теме, свою точку зрения сформировать. Детям я обычно ее высказываю, но они могут определить уже свою, аргументировать ее. Я рад дискуссиям на уроках, ребята по-другому начинают мыслить, искать доказательства, факты, - говорит Вадим Александрович.
Мнения учителей сходятся, что история – наука сложная. Это знаниевый предмет. Прежде всего необходимо выучить даты, термины и персоналии. История для изучения требует аналитического мышления, чтобы находить причинно-следственные связи.
- Мальчикам легче усвоить историю, у них другой склад ума, но девчонки берут упорством, - заключают педагоги. – Важны и расширенный кругозор, и начитанность.
Педагоги приветствуют, что сейчас в школах появляются единые учебники истории.
- Это очень хорошо, в том числе и для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Раньше было несколько учебников с разными идеологиями и подходами. Уроки истории все-таки должны воспитывать гражданственность, - сказал учитель. – В истории фактов для запоминания очень много, и если учащийся знает их, то он будет соотносить факты, анализировать их, ему проще будет подготовиться к экзаменам.
У Дорохиных единый учительский лозунг – часть цитаты В.О. Ключевского: «История наказывает за незнание уроков». Это фраза размещена на стенде в кабинете истории.
- Дети эту фразу воспринимают буквально. Мы им объясняем, что история спустя какое-то время повторяется, и чтобы учитывать ошибки предыдущих поколений, историю нужно знать, - говорит Вера Владимировна.
Вадим Александрович и Вера Владимировна работают в одном кабинете в две смены. В среднем у каждого по 19,5 часов, плюс консультации по подготовке к экзаменам. У обоих классное руководство: у нее – 7К, у него – 9К.
Ведут они и внеурочную деятельность, дополнительное образование. Вадим Александрович стоял у истоков проекта «Кадетство». Он разработал учебный курс программы «Дни воинской славы», на котором кадеты изучают героические страницы армии. Одно время он вел кружок шахмат, увлекается масштабным конструированием и авиамоделированием. В арсенале Вадима Александровича множество разработанных им интерактивных игр по истории.
Он руководит районным методическим объединением учителей истории. Награжден почетной грамотой губернатора Свердловской области, почетной грамотой регионального ведомства и не только. Среди его выпускников немало высокобалльников, участников областных конкурсов, один из его учеников – участник областного тура олимпиады по истории. Вадим Александрович участвовал в муниципальных профессиональных конкурсах, в областном конкурсе «Учитель – мужская профессия».
Вадим Александрович и Вера Владимировна создали школьный музей. Вместе с ребятами в рамках проектов они оформляли стенды, посвященные биографии и военному пути дважды Героя Советского Союза Г.А. Речкалова.
- Когда нашей школе присвоили имя дважды Героя Советского Союза Григория Андреевича Речкалова, тогда информации о нем было совсем немного и даже фотографий практически не было. Ребята искали материал с нашей помощью, оформляли его. В юбилейной книге памяти Григория Андреевича есть инфографики, разработанные нашими учениками: награды, боевые вылеты. С этим проектом двое учащихся даже ездили на защиту в Москву, - говорит В.А. Дорохин.
Сейчас музейное дело они передали коллеге.
Дети педагогов по стопам родителей не пошли, но оба сдавали экзамены по истории и обществознанию. Их дочь Татьяна окончила Уральский юридический институт. Сын Иван тоже хотел учиться по юридической специальности, но родители переубедили его выбрать специальность в IT-сфере.
В свободное от работы время Вадим Александрович и Вера Владимировна любят читать, правда, книги у них чаще всего электронные. Одно время они взахлеб читали и обсуждали произведения на историческую тематику В.С. Пикуля. Вадим Александрович кроме исторической литературы читает фантастику, Вера Владимировна для души – детективы.
- Для меня главная книга - «По ту сторону». Она про войну, фашизм, как подростки попали в концлагерь, - комментирует Вадим Александрович.
Эта же книга в детстве зацепила и Веру Владимировну.
Ксения Малыгина
Фото автора
Свежие публикации данной категории
5 декабря От первичного звена до третьего уровня
4 декабря Главам муниципальных дум рассказали об особенностях формирования тарифов на услуги ЖКХ
3 декабря Завершение Года Семья в Свердловской области
2 декабря Просто Для Себя
1 декабря Среди россыпи звёзд
29 ноября Диспансеризация под контролем
29 ноября Центр «Мой бизнес» открылся в Каменске-Уральском
29 ноября Свыше 8,5 тысячи жилых домов на Среднем Урале обновлены