Фильм рассказывает о февральской революции 1917 года и о том, как она повлияла на дальнейшую судьбу российского государства. Аллюзии, возникающие при просмотре ленты, заставляют зрителей по-иному взглянуть на события сегодняшнего дня.
Ключом к пониманию истории и современности считает фильм научный сотрудник культурно-просветительского центра «Царский», кандидат исторических наук Юрий Пыльцын.
«События февраля 1917 года никак нельзя назвать неизвестной темой в исторической науке. Скорее — наоборот. О феврале так или иначе высказывались практически все, кто участвовал в событиях 1917 года и их исследовал. Отсюда — другая сложность для изучения этого периода — огромное количество мнений.
Для одних февраль — «великая и бескровная» революция, расцвет демократии, либерализма, всяческих «свобод». Для других – буржуазно-демократическая революция, шаг к «Великому Октябрю», который в этой концепции является главным событием ХХ века.
Есть и третья концепция. Главное её отличие от первых двух в том, что февраль 1917 года — явление не закономерное. Отсюда события конца весны-начала зимы трактуются как «переворот», которого вполне могло бы и не быть.
Попыткой изучения сути февральского переворота и является 18-серийный фильм «Гибель Империи. Российский урок» митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова). Владыка Тихон в своём фильме останавливается не на ходе самих февральских событий, не описывает по дням и часам события в Петрограде, Могилёве, Пскове, он останавливается на двух аспектах: был ли февральский переворот неизбежным? На этот вопрос Владыка отвечает отрицательно.
Тогда второй вопрос: кто же сделал переворот, кто был в нём заинтересован? Отвечая на этот вопрос, Владыка Митрополит упоминает и так называемых «профессиональных революционеров», и наших зарубежных партнёров. Но той почвой, на которой взошли ядовитые семена антимонархического заговора, была «контрэлита» (или, пользуясь термином автора фильма – «квазигосударство») в лице русской «интеллигенции» (под этим словом мы не имеем в виду людей умственного труда, а ту особую субкультуру, которая существовала в Российской Империи на начало ХХ века).
Фильм Владыки Тихона — не развлекательный просмотр. Именно поэтому он разделён на 18 небольших серий. После каждой серии нужно взять паузу — подумать, быть может, заглянуть в литературу, проверить или освежить в памяти те или иные сведения. Пока я сам остановился лишь на 8-й серии. Впрочем, пока с большинством выдвинутых в фильме тезисов я согласен.
То, что подобное произведение вышло на экраны, — очень хорошо. Оно дает повод для размышлений о положении России накануне 1917 года, о роли Государя Николая II и монархического принципа в политике Империи (виноват ли Государь в свершившемся перевороте, являлась ли монархия тормозом на пути развития страны?). Возможно, вызовет дискуссию о самом термине «революция» (что это: антипод слову «переворот» или «революция» — это тот же переворот, но по-латыни?).
Словом, цикл «Революция. Российский урок», на мой взгляд, станет одним из источников, в которых широкие массы наших сограждан (и, возможно, не только) будут черпать знания о русской истории. Хочется верить, что фильм будет для них вратами в разнообразный и зачастую удивительный мир русской истории».