Оксана Цебинога: «Дистанционное обучение не заменит традиционную систему образования, но может стать его дополнением»
27 июня 2020
Экстренный переход на дистанционное обучение в четвертой четверти 2019-2020 учебного года потребовал от всех – педагогов, обучающихся, родителей - моментальной перестройки.
Завершен учебный год и в одном из уникальных учреждений дополнительного образования нашего района – в Ирбитской районной детской школе искусств. Школа искусств осуществляет образовательную деятельность по 11 дополнительным общеобразовательным программам: дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства, хореографического искусства и изобразительного искусства. В школе обучаются 282 ребенка по основным программам в области хореографического, музыкального и изобразительного искусств и 80 детей в возрасте от года до шести лет по программе раннего эстетического развития.
О том, как завершился нынешний учебный год, рассказывает Оксана Цебинога, директор МАУ ДО ИРДШИ.
- Этот год, как и предыдущий, был насыщен разными событиями. Кроме каждодневной учебы, зачетов и экзаменов проводились многочисленные выставки, концерты филармонии, конкурсы и фестивали.
Эпидемия, вызванная опасностью заражения новой коронавирусной инфекцией, как и для всех, была для нас полной неожиданностью. Переход на дистанционное обучение вызвал много сложностей.
В практике реализации образовательных программ в детских школах искусств дистанционные технологии в должном качестве и в целях обеспечения учебного процесса никогда не применялись. Особой ценностью обучения в ДШИ всегда считалось живое общение педагога и ученика как самая действенная «технология» освоения того или иного вида искусства.
Экстренный переход на дистанционное обучение в четвертой четверти потребовал от всех – педагогов, обучающихся, родителей - моментальной перестройки, перехода на новые формы работы. В первые же дни выявились определенные трудности, возникли вопросы и проблемы разного характера.
- Можно ли вообще обучать музыке, хореографии, живописи дистанционно?
- Учреждению ИРДШИ было необходимо сохранить учебный процесс в режиме самоизоляции, и удаленное обучение стало единственным возможным вариантом.
В отличие от общеобразовательных школ, учреждения дополнительного образования в системе культуры не имеют сетевых платформ и инструментов, применяемых для организации учебного процесса.
В результате школа столкнулась с необходимостью самостоятельного выбора пути перенесения своей деятельности в виртуальный формат. Создание системы непрерывного дистанционного учебного процесса для школ искусств – задача крайне сложная. Для эффективного обучения детей творчеству в виртуальном формате требуется совокупность правильной тактики и профессионализма, также находчивость педагогических работников.
Огромную работу в кратчайшие сроки пришлось проделать административному составу школы и преподавателям школы искусств: изучить и обеспечить правовую основу реализации образовательных программ с использованием новых технологий обучения, разработать формы и содержание учебных заданий, уроков, «проложить» путь коммуникации с каждым ребенком, а поскольку учебный процесс в ДШИ - это выполнение учебного плана, в котором предусмотрено несколько учебных предметов ежедневно, продолжение обучения в новом формате оказалось сложнейшей задачей, которую пришлось решать ученикам и родителям, вынужденным оказать помощь своим детям. Особенно на первом этапе. А ученикам еще и совмещать дистанционную учебу в школе искусств с аналогичной учебой в общеобразовательной школе.
- Как организовывали дистанционные занятия?
- В нашем учреждении было применено два различных варианта организации дистанционных занятий, чтобы каждый педагог смог выбрать себе более подходящий инструмент сетевого взаимодействия с обучающимися. Это социальная сеть «Вконтакте» и WhatsApp-мессенджер.
Для каждого класса и направления было создано свое сообщество, где педагог размещал видеоурок и домашнее задание. Свои работы обучающиеся размещали в комментариях к видеоролику, а педагог, проведя анализ, присылал комментарии в личное сообщение. Выставки работ обучающихся в сети интернет были успешно проведены в интернет-локациях. Появилась прекрасная возможность дополнительно использовать ссылки на онлайн трансляции всемирно известных театров, музеев, филармоний, культурно-досуговых учреждений.
Однако с апреля, в период дистанционной работы, пришлось временно остановить обучение по платным общеразвивающим программам «Раннее эстетическое развитие»: от 1 года до 3 лет - «Малыш и мама» и от 3 до 6 лет.
- Оксана Николаевна, как вы считаете, у дистанционного образования есть будущее?
- Что касается будущего дистанционного обучения, это еще один волнующий вопрос. Я думаю, что дистанционное обучение не заменит традиционную систему образования, но может стать его дополнением.
Как всякая школьная система, имеющая государственные требования к образованию, ДШИ должна зафиксировать и оценить результаты обучения, а некоторым ученикам – дать путевку в профессиональную жизнь, подготовить к поступлению в колледжи и вузы.
Мы надеемся, что первого сентября 2020 года мы вернемся к новой школьной жизни. Правда, пока все еще с учетом необходимых требований Роспотребнадзора.
Подготовили Алена Дудина,
Екатерина Анисимова
Фото из архива ИРДШИ
Свежие публикации данной категории
20 ноября Студент колледжа имени Ползунова стал миллионером благодаря победе в «Большой перемене»
9 ноября С интересом к «Навигатору успеха»
3 ноября Если учиться, то только у лучших
31 октября От спорта и науки до искусства
29 октября Уральские школьники на «Уроке цифры» от VK научатся управлять магазином приложений
27 октября Школа юного эколога вновь открыла свои двери
25 октября Приходи, поступай - наши двери открыты!
21 октября Свыше 20 тысяч уральских школьников заинтересовались программами «Профессионалитета»
12 октября «Признание» за призвание
4 октября Место, где хочется учиться и созидать