Главный редактор
Кузеванова Наталья Михайловна
Тел: +7 (34355) 2-05-60
Ирбитский район,
п.г.т. Пионерский, ул. Лесная, д. 2
E-mail: rodniki_96@mail.ru
Главная / Культура / Острог на Белой Слуде...

Острог на Белой Слуде...

18 октября 2017

Культура

Острог на Белой Слуде...

Оберег от угрозы

И хотя слобода располагалась в стороне от больших дорог, жизнь в ней была неспокойная! Первые поселения, не успев укрепиться на новом месте, подверглись опустошительному нашествию восставших башкир. После этого власти приняли адекватные меры. В архивных документах сохранилось описание оборонительных сооружений центрального поселения Белослудской слободы: «Да в прошлом во 175-м (1666/67) году в Белослудцкой слободе поставлен острог рубленой. Вышина тому острогу полтретьи сажени печатных. Да в острожной стене башня рубленая четвероуголная с проезжими вороты. Да на углах в острожной стене вместо башен 3 избы. А около острогу поставлены надолобы. А круг острогу 125 сажен. А в остроге для обереганья от калмытцких воинских людей верхотурские и из Усть-Ирбитцкие и из Невьянской слободы присылки пищаль затинная железная с станком. К ней 48 ядер железных, 34 мушкета, 3 пуда зелья ручного (ружейного пороху), 3 пуда с полупудом свинцу».

Запись о существовании в слободе острога можно найти и в Верхотурской дозорной книге Льва Поскочина 1680 года: «Белослудская слобода над р. Ирбитью, а в ней острог рубленой, в остроге церковь Вознесения Господня со всякой церковною утварью и с книгами. У той церкви поп Иван Титов живет своим двором, двор дьячков, двор пономаря, двор трапезника, двор житничнаго дьячка, да дворы беломестных казаков, что «за хлебное жалование служат с пашни» (этих дворов было 9, в их числе двор «затинщика»; да 12 дворов оброчных крестьян».

Но не только внешняя угроза беспокоила местную власть. Волнения возникали и среди белослудских крестьян. В1672 и 1695 году они выступили против притеснений приказчика, активное участие приняли в Крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева и Соляном бунте 1792 года. Убеждали людей не только словами, но и силой! Без острога и гарнизона казаков местная власть вряд ли смогла бы удержать порядок на подведомственной территории!

 

«Пооброчены из государевы пашни»

Имена первых белослудских жителей содержит крестьянская книга 1648/49 года, в ней указано, что до 1 сентября 1644 года в слободу было призвано восемь человек. В следующем году еще 58 крестьян…                                                                                                     Перепись Верхотурского уезда 1659 года впервые показывает распределение крестьян Белослудской слободы по дворам и по деревням. В центральном поселении было 18 крестьянских дворов, в деревнях: Мошковой – 1 двор, Килячевой – 17 дворов, Федерягиной – 1 двор, Подкорытовой – 5 дворов, Басмановой – 20 дворов.

По имеющимся сведениям, центральное поселение Белослудской слободы возникло в 1644 году. Первопоселенцами его можно считать семью Оверкиевых, они записаны первыми в крестьянских книгах. Наиболее вероятные даты основания деревни Черноречской - 1666/67 или 1668/69 годы. Деревня Килячева основана в период от 1 сентября 1644 года до 31 августа 1645 года, ее первый житель – Куземка Исаков Антонов. В последствие потомки этой семьи приняли фамилию Козминых. Деревня Притыка появилась в период от 1645 до 1659 года. Есть предположение, что ранее она называлась Мошкова. В ее единственном дворе жил Гришка Елфимов сын Мезенец, а в переписи 1682 года Аничка Григорьев сын Мезеня записан с прозвищем Мошковец. В список деревень Ирбитской слободы 1652 года занесена Подкорытова, вероятным основателем которой является Ивашко Алексеев сын Подкорытов. Но эта деревня исчезла после башкирского нашествия. Есть вероятность, что на ее месте расположилась деревня Заляжская, она же называлась Фроловой. Это название деревня получила в честь Фрола Герасимова, пришедшего из Пинежского уезда в 1677/78 году. А вот в половине дворов деревни Голяковой жили (Корноуховы и Порадеевы). Семен Корноухов стоит первым в списке деревни, дата его прихода «в Сибирь» – 1669/70 год. Село Крутихинское существовало с 1670 года, но под названием деревня Ермолинская. В двух дворах жили братья Фомка и Елизарко Ермолины. А вот основателем деревни Капустиной является  Василий Иванович Капустин, в дальнейшем на ее месте возникла деревня Фочи.                                                                                                                                                                                                                        

В 1662-1665 годах вся южная часть Верхотурского уезда подверглась башкирским набегам. Наиболее пострадавшей оказалась Белослудская слобода, кочевниками были разграблены 63 двора. Много жителей убиты, ранены и взяты в плен, их дворы и посевы сожжены, скот угнан. Слободу пришлось строить заново, но восстановление прошло очень быстро. По данным переписи 1680 года в самой слободе насчитывалось двенадцать крестьянских дворов, а в приписанных к ней деревнях: Черноречской – 24, Килячевской – 20, Притыкинской – 10, Заляжской – 6, Голяковой – 6, Ермолинской – 4, Капустиной – 3.

В дальнейшем состав деревень Белослудской слободы и численность населения изменились. Во время переписи 1680 года писец Лев Миронович Поскочин ликвидировал Усть-Ирбитскую слободу, присоединив ее вместе с четырьмя деревнями (Молокова, Мельникова, Ретнова, Осинцева) к Белослудской. Общая численность крестьянских дворов достигла 141. На этот период крестьяне владели 14 мельницами и двумя кузницами.                                                                                                                                                      К моменту переписи 1710 года в Белослудцкой слободе появились дворы: верхотурских детей боярских – 3, писчих дьячков – 1, церковных причетников – 9, беломесных казаков – 6, оброчных крестьян – 208 дворов. И всего в Белослудцкой слободе было 227 дворов. «В них всякого чина людей мужеска полу 1 008 человек. У них жен и детей 1 136 человек. И обоего мужеска и женска полу людей от мала и до велика 2 144 человека».

 

Слободская администрация

На начальном этапе существования Белослудская слобода управлялась приказчиком Ирбитской слободы, непосредственным строителем ее был верхотурский сын боярский Василий Иванович Муравьев. В управлении слободой его сменил стрелецкий десятник Михаил Шебунин, «а к беломесным служивым людем послали Сеньку Тыркова». Приказчиком Белослудской слободы был и Федор Каменский, который  погиб 18 сентября 1662 года при обороне слободы от восставших башкир. В 1678-79 годах слободой управлял – Ян Загурский, 1680 – Самойло Вистицкий, 1683 – Илья Будаков, 1710 – Степан Головков, 1720 – Владимир Иванович Прянишников.

В окладной книге 1671 года показан житничный дьячек Захарко Мещеряков, брат верхотурского сына боярского Михаила Мещерякова. В этом же году присягу принес и «подьяческой сын Марко Михайлов». Последний раз Захар Иванович Мещеряков упомянут в крестоприводной книге 1682 года как белослудский подьячий, то есть рангом выше дьячка. Жителем слободы показан и Евтифей Захарович Мещеряков.  В 1710 году в Белослудской слободе было два писчих дьячка – Алексей Попов и Прокопий Ветлугин, в 1720 – Алексей Попов и его брат Иван,  1730 году – Филипп Попов и Прокофей Ветлугин.

 

Беломестные служилые люди

В крестьянской книге Белослудской слободы 1652 года у четверых крестьян есть приписки о переходе в беломестные казаки. Но сведения об их полном составе найдены только за 1657 год, в этот год  в Белослудской слободе было пять казаков, в 1659 – один, в 1674 – три, в 1679 – четыре, в 1680 – семь и два «затинщика» (артиллериста).  Из описания острога Белослудской слободы 1684 года видно, что гарнизон в ней продолжал существовать, имелся запас огнестрельного оружия и боеприпасов. В переписи 1710 года в Белослудской слободе показано четыре казака, в Ревизской сказке 1720 года числилось девять казачьих дворов, в крестоприводной книге 1730 года перечислено шестеро казаков. Сохранились имена некоторых представителей этого служилого сословия: Марк Васильевич Козлов, Кирилл Вавилович Лиханов, Сергей Иванович Попов, Григорий Иванович Трошев, Иван Долговской, Иван Федоров, Игнатий Антипович Чушела, Никита Кондратьев Пушкарев – «затинщик».

 

Не стоит село без храма!

Деревянный храм Вознесения Господня был поставлен вскоре после основания слободы. В 1659 году в слободе было уже три двора действующих церковников: попа Козьмы Крайчикова, дьячка и пономаря. Кроме них, значился «роспоп» Василий Савин, который священствовал в местной церкви до Козьмы. По переписи 1680 года в слободе уже четыре церковных двора: попа Ивана Титова, дьячка, пономаря и трапезника. В 1710 году было три священника – Иван Иванов, его сын Яков и Федор Ильин. Кроме них, дьячок, пономарь (сын дьячка), трапезник и просвирня. В 1720 году в храме служили священники – Яков Иванов и Федор Ильин, дьякон (сын священника Якова), дьячок, пономарь и трапезник. В 1800 году насчитывалось семь дворов церковников – два священника, дьякон, дьячок, два пономаря и отставной дьячок.                                                              

Каменный трехпрестольный храм был построен в начале XIX века, освещен в 1808 году. В 1899 году в храме служили священник Вар. Пономарев, дьякон Ал. Удинцев и псаломщик Константин Гаврилович Пономарев. В разные годы при храме были священники – Иван Иванов и Федор Ильин, дьячок Савва Иванов, трапезник Володимер Иванов, просвирня Катерина Лазарева.

В престольные праздники Вознесения Господня и Казанской богоматери в Белослудской слободе проводились пятидневные ярмарки. На них собиралось до 10 тысяч человек. Самым ходовым товаром на этих ярмарках были лен и конопляное семя.                                                      

 

Ирбитский тракт

Ревизия населения Белослудской слободы 1720 года показала наличие двух ямщиков – Василия Кузнецова и Трофима Шелепова. Причем Кузнецов в 1710 году был записан как крестьянин деревни Оникиной. Оказывается появление здесь ямских охотников вполне объяснимо. В архивах сохранилась отводная грамота 1640 года, которую верхотурский воевода дал ирбитскому крестьянину Ивашке Гаврилову: «И межа тои заимке росписана от Мостового озера вверх по Ирбите до устья Бобровки, а с усть Бобровки вверх по татарской дороге до большова болота до мохового, а от болота до большие дороги». Из этого документа становится очевидным тот факт, что через устье Бобровки проходила старая татарская дорога, связывающая владения Сибирского ханства с Казанским.

В девятнадцатом веке она стала Ирбитским почтовым трактом, на котором располагалось 24 населенных пункта. Он отделялся от Большого Сибирского тракта и шел к Ирбиту через Белейку, Новопышминское, Кочневское, Белослудское и Большую Речкалову. Правда, позже этот тракт изменил направление на маршрут: Камышлов – Квашнина – Стриганское – Килачевское – Зайково –  Ирбит. Ирбитское земство, задавшись целью упорядочить пассажирские перевозки, в 1887 году арендовало у казны ямские станции на Камышловско-Ирбитском тракте. Для удобства пассажиров арендаторы с 1908 года ввели на тракте беспересадочное сообщение. Желающие могли приобрести на Камышловском вокзале билет до Ирбита и обратно в любом из курсировавших по этому маршруту экипажей. В зависимости от рысистости лошадей, 110-верстное расстояние преодолевалось за 7-10 часов! Гужевые перевозки были востребованы и Ирбитской ярмаркой. В период ее проведения тракт запруживали обозы. Ценная кладь перепоручалась транспортным конторам, нанимавшим возчиков.

 

Обучать детей «без разбору лет»

Основу сельскому образованию заложил в начале восемнадцатого века управляющий всеми казенными заводами Урала В.Н. Татищев. Он  наказывал: «при церквах приходских для обучения в селах дворовых людей и крестьянских детей, хотя писать и читать, училисча учредить и учителей иметь, дабы через то как в домоуправлении, так и в войске грамотных не оскудевало». Василий Никитич даже расписал сам процесс организации первых сельских учебных заведений: «Здесь, на заводах, и в каждой слободе особно, построить избы с сеньми и зделать по потребности красныя окошка, поставить столы  и лавки, и в оных обучать робят». Объяснял и цель образования: «Того ради велеть лучшим мужикам детей своих в работе обучать, хотя б читать умели, дабы их подьячие не так могли обманывать. И в том их обнадежить, что оные обученные  в салдаты и заводскую работу никогда взяты не будут, но всегда останутся в слободском управлении».

В Фочах  появилась школа грамотности, которую посещали 22 человека. Дети православных крестьян обучались элементарной грамматике и основам религии лишь в течение нескольких осеннее-зимних месяцев в году. Но крестьяне жаловались ревизору  в 1846 году, что «ученики, оставаясь весьма часто без надзора, занимаются только шалостями, а одной азбуке учатся по нескольку лет».

В 1843 году в Белослудском появилось приходское «безмездное» училище, в котором священники обучали крестьянских детей без оплаты. В учебных программах были: Закон Божий, Букварь церковно-славянского языка, Часослов, Псалтырь и Евангелие.

Со временем в Белослудском открылась земская школа. В ней обучались 72 человека.

Земская школа считалась лучшим видом начальной школы России. Обучение было шире, чем в церковноприходских. В ней велись занятия по истории, географии, природы страны, рукоделию, рисованию, гимнастике. Земские школы открывались там, где сельские общества брали на себя расходы, связанные с содержанием этого учебного заведения. Земства же осуществляли общее руководство деятельностью школ, подыскивали учителей, оплачивали их труд, обеспечивали учебными книгами и пособиями.

 

По общему согласию

Революцию белослудские крестьяне встретили с одобрением. В Гражданскую войну создали свой добровольческий отряд, влились в состав Первого Камышловского полка и воевали против белых. Но призыв Советской власти к коллективизации они восприняли настороженно. И не зря! Раскулачены и высланы из родных мест были 22 семьи.              

Первую коммуну «Честный труд» местные активисты начали организовывать еще в 1919 году, но даже к 1925 году в нее вступили всего 12 дворохозяев. Зато в сельхозартель «Землероб» в 1927 году вошли 117 дворохозяйств. Колхозы создавались и в подведомственных деревнях: Килачевой – «Новая жизнь», Чернорицкой – им. Калинина и «8-е марта», Притыке – «1-е Октября», Заляге – им. Ворошилова, Фочи – «Красная полоса», Фролы – «Заря». Во всю мощь работала Белослудская водяная мельница, выдававшая 5 тысяч центнеров муки в год. Была даже предпринята довольно успешная попытка возродить проведение ярмарок. Несколько лет с 20 по 24 мая проводилась крупная ярмарка окружного значения. Председателем Белослудского сельского Совета депутатов трудящихся в это время был Андрей Иванович Зимин.  

Параллельно с коллективизацией, шла активная борьба с религией. Священнослужители Вознесенской церкви села Белослудского придерживались староцерковного направления в православии и не желали сотрудничать с новой властью, как «обновленцы», поэтому попали под репрессии. Шестидесятипятилетний священник Анатолий Георгиевич Бархатов за свои убеждения 28 мая 1930 года был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Но судьи учли его преклонный возраст и сократили срок до трех лет. Вознесенский храм был закрыт, а позднее и снесен.

Волны коллективизации кидали жителей белослудской округи из одного колхоза в другой. В 1950 году все мелкие хозяйства соседних деревень окончательно поглотил килачевский колхоз им. Жданова, но и он в 1962 году был реорганизован в колхоз «Россия», а в период перестройки – в СПК «Килачевский».

 

Олег Молокотин.

 

При подготовке статьи использованы материалы заместителя председателя Уральского историко-родословного общества Ю.В. Коновалова.


Наверх страницы