Волшебная ночь музеев
27 мая 2019
Международный день музеев в этом году плавно перешел в Международную ночь музеев, и субботний выходной многим любителям искусства подарил замечательную возможность как самостоятельно посетить экспозиции Ирбитского ГМИИ, так и поучаствовать в различных музейных мероприятиях.
Музейный праздник начался с программы, подготовленной для туристов из уральской столицы, которые с экскурсией посетили экспозицию живописи, графики и скульптуры Музея уральского искусства, на мастер-классе в мемориальной мастерской Алексея Казанцева, где среди прочих экспонатов есть завещанные уральским художником печатные станки и печатные доски, многие впервые воочию познакомились с процессом печатания гравюры в технике высокой и низкой печати и даже сами попробовали свои силы в более доступной технике монотипии. В Свердловской области продолжается Год Павла Петровича Бажова, потому темы мастер-класса, интерактивной игры и небольшой выставки детского творчества были связаны с героями бажовских сказов.
«По Великому чайному пути»
Продолжился Международный день музеев в музейно-выставочном центре Ирбитского ГМИИ на ул. Елизарьевых открытием двух новых экспозиций. «Георг Фридрих Шмидт и его время. Гравюра Германии, России и Франции XVIII века из собрания музея» - выставка, центральным ядром которой стали гравюры немецкого художника Георга Шмидта, несколько лет работавшего в Российской империи, в Санкт-Петербурге, и открывшего при Академии художеств гравировальный класс. Среди учеников немецкого мастера была целая плеяда известных русских граверов.
В «вишневом» зале любителей изобразительного искусства ожидала выставка акварелей Марии Волынских «По Великому чайному пути».
Мария Волынских родом из Ирбита, в 2010 году окончила Ирбитскую детскую художественную школу, сейчас заканчивает обучение на кафедре станковой живописи в Тюменской академии культуры и искусств. Является членом Союза акварелистов России, вошла в число 60 лучших молодых художников России 2017-2018 годов. Выставка «По Великому чайному пути», включающая в себя работы 2016-2018 годов, посвящена памятникам архитектуры городов Урала и Сибири, в число которых входит и Ирбит. Видам Ирбита, Тобольска и Тюмени и посвящен ряд работ на выставке. Мария предпочитает технику акварели, которую, по ее словам, она больше чувствует, причем на выставке она представляет работы, созданные в требующей отточенности и сохраняющей живое дыхание и силу впечатления от натуры технике «алла-прима», название которой с итальянского переводится как «в один прием», за один сеанс. За короткий промежуток времени на влажный лист нужно нанести изображение, после высыхания листа возможны лишь отдельные дополнения в изображении деталей. Мария чуть приоткрыла участникам вернисажа секреты своей акварели в этой сложной технике, добавив, что работает она на хлопковой бумаге, которая имеет свои преимущества, в том числе дает красивую бархатистую фактуру.
«Андрей Антонов и его современники»
- большая выставка с таким названием открылась в этот вечер в Музее уральского искусства. Центральной ее частью стала экспозиция произведений Андрея Антонова, посвященная 75-летию со дня рождения выдающегося уральского скульптора и представляющая достаточно полно музейное собрание его пластического, графического и живописного наследия, причем, за редким исключением, музейные произведения являются авторскими дарами. Андрей Антонов внес также значительный вклад в оформление пространства вестибюля Музея гравюры и рисунка в духе высокой греческой классики. Его рельефный фриз в верхнем вестибюле музея, выполненный в духе мотивов панафинейского шествия знаменитого афинского Парфенона, может видеть каждый посетитель музея, поднявшийся по соединяющей нижний и верхний вестибюли торжественной и легкой лестнице, автором проекта которой тоже является Андрей Антонов и которая именуется «Антоновской».
На выставке портреты современников и исторических деятелей, автопортреты самого скульптора, созданные в 1970-1980-е годы, когда в советском искусстве были достаточно сильны реалистические традиции. И портретное творчество Андрея Антонова достойным образом вписалось в русло этих тенденций, демонстрируя лучшие категории, что присущи реализму в произведениях этого жанра.
Здесь же авторские гипсовые рабочие модели нескольких его монументальных памятников, как установленных в разных географических точках бывшего союза - «Горожане. Разговор» (Екатеринбург), памятники А.И. Текутьеву (Тюмень), А.Д. Меньшикову (Березов), В.И. Чапаеву (Северный Казахстан), так и нереализованных - В.Н. Татищеву для Екатеринбурга и воинам-афганцам для Тюмени.
Среди пластических композиций Андрея Антонова на выставке – скульптуры-метафоры «Самоощущение» и «Сраженный», обладающие особой экспрессией образов, сосредоточенной в сложной пластике тел.
Экспозицию продолжают графические листы, создававшиеся Андреем Антоновым на протяжении пяти десятилетий, начиная со времен учебы в Свердловском художественном училище им. Шадра и Московском высшем художественно-промышленном училище, - портреты, пейзажи, библейские сюжеты, натюрморты, «идеи для скульптуры», а также два живописных полотна, две «Данаи» - из числа работ, которые порой требуют способности расставаться с классическими представлениями о прекрасном, выводя зрителя на новый виток понимания искусства.
Андрей Антонов - представитель поколения уральских художников, начавших, кто-то раньше, кто-то позже, творческий путь в эпоху господства советской изобразительной системы, продолживших работать на ее сломе и далее - в условиях творческой свободы последних десятилетий. Ирбитскому ГМИИ повезло: в его коллекции хранятся работы многих художников этого легендарного поколения. На выставке работы еще шестнадцати ведущих мастеров уральского изобразительного искусства, в основном в 60-70 годах прошлого столетия активно вошедших в художественную жизнь региона. Они абсолютно разные, но одинаково стремившиеся быть честными и внутренне свободными в творчестве.
На выставке большие листы цветной оригинальной графики Виталия Воловича, занимающей особое место в творчестве художника – как продолжение и развитие в иной технике его известных многолистовых гравированных циклов «Цирк» и «Средневековые мистерии» и серии «Мастерская».
В зале Миши Брусиловского живописные полотна, в том числе «Несение креста», написанное непосредственно в стенах Ирбитского ГМИИ, а также графические работы, выполненные в основном во время учебы в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и позволяющие судить о ранней графике будущего мастера.
Творчество Алексея Казанцева представлено отдельными листами из нескольких его графических серий разных лет, живописным и графическим портретами друга-художника - Виталия Воловича. Это память о шестидесяти годах крепкой дружбы, о совместных поездках на этюды в разные уголки земли, ставших источником появления на свет сотен графических листов.
В экспозиции пейзажные полотна мастера «сурового стиля» Геннадия Мосина и виды суровой северной природы Михаила Гуменных, лирические пейзажи Николая Засыпкина из его лесной сюиты, живописные полотна, отражающие романтику морских путешествий Евгения Пинаева, слагающиеся из графического узорочья цветных мазков полные светлой радости пейзажи Светланы Тарасовой…
Анатолий Калашников и Виктор Реутов представлены живописными «Данаями», отличающимися индивидуальной авторской интерпретацией мотива живописного шедевра Рембрандта: русская Даная в атмосфере деревенского бабьего лета «живет» на полотне Анатолия Калашникова, героиня Виктора Реутова отсылает зрителя к сцене евангельского Благовещения. Продолжают выставку живопись и графика Германа Метелева, Владимира Чурсина, Юрия Филоненко, Максима Гуревича, Сергея Пикассо. Кстати, в коллекции Ирбитского ГМИИ уже более 40 работ Сергея Пикассо (Григорьева), родившегося в Ирбите, а на открытии выставки он подарил музею еще два своих живописных произведения, а потом долго общался со многими пришедшими в этот вечер в музей.
Гравюра и музыка
В Музее Гравюры и Рисунка участники Международной ночи музеев знакомились с богатыми экспозициями гравюры, созданной за несколько столетий ведущими мастерами разных стран, в том числе с гравюрами европейского Ренессанса, итальянским офортом 17 века, гравюрой Фландрии, представленной такими знаменитыми именами, как Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, с экспозициями «Рембрандт и его время. Золотой век голландского офорта», «От Калло до Буше. Гравюра Франции XVII-XVIII веков», «Тьеполо и его время», «Время Хогарта. Английская гравюра XVIII века», с серией «Капричос» испанца Франсиско Гойи, экспозициями «Наполеон и его время. Романтизм в гравюре и литографии», «Карикатура в гравюре и литографии. Гильрей, Гранвиль, Домье, Гаварни и др…» и так далее – западноевропейская гравюра нескольких веков очень достойно представлена в Ирбитском ГМИИ. Почитатели искусства 20 века смогли увидеть графику Сальвадора Дали, художников Прибалтики, Болгарии, Польши, США…
В этот же день открылась музыкальная часть фестиваля «Белые ночи Ирбита»: в Музее Гравюры и Рисунка состоялся вечерний концерт классической музыки, на котором звучали произведения Баха, Бетховена, Шопена, Паганини, Прокофьева в исполнении студентов Уральского музыкального колледжа при Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, лауреатов международных и всероссийских конкурсов Андрея Зубенко (скрипка) и Алены Музалевой (фортепиано).
Ночь музеев привлекла на три выставочных площадки Ирбитского ГМИИ немало любителей искусства. Радует, что среди посетителей было много молодежи, многие приходили на выставки целыми семьями, с маленькими детьми. Это хороший знак, ведь внимание к искусству, перерождающееся со временем в любовь к нему и в его понимание, начинается с детства, формируется с самых ранних впечатлений. Но тех, кто не смог посетить музей в волшебную ночь, открывшиеся 18 мая интересные выставки еще ожидают, как и другие мероприятия в рамках ежегодного фестиваля «Белые ночи Ирбита».
Возможны новые сенсации
Ирбитский ГМИИ проводит большую научно-исследовательскую работу с привлечением ведущих специалистов из музеев и научных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. В рамках фестиваля «Белые ночи Ирбита» проводятся заседания по итогам и проблематике этой работы, в том числе по вопросам атрибуции произведений живописи и графики из коллекции музея. Нынче специалист Уральского федерального университета, научный сотрудник лаборатории экспертизы и реставрации ценностей индустрии культуры Денис Ильичев выступил с информацией о результатах иконографического и технико-технологического анализа двух произведений западноевропейской живописи, атрибуция которых окончательно не завершена, но так или иначе они соотносятся с XVII веком и, возможно, с великими именами. Директор музея Валерий Карпов предполагает в скором будущем более пристальное исследование этих работ специалистами Эрмитажа, и, может быть, тогда свершится еще одно сенсационное открытие, как случилось это с поступившей в ирбитское собрание в 1976 году из Эрмитажа в статусе копии работой «Мария Магдалина и сестра ее Марфа», оказавшейся творением великого фламандца Рубенса, авторство которого было официально установлено в 2013 году.
Маргарита Пашкова.
Свежие публикации данной категории
21 ноября Здравствуй, дом культуры
16 ноября Живи, люби, твори!
23 октября Есть наши в призерах!
1 сентября День народов Среднего Урала
26 августа На фестивале «Таврида. АРТ»
25 августа Август всем в радость
20 июля Заряжающие оптимизмом, добротой и любовью
14 июня Гул самолетов, цветы, впечатления
9 июня Народному хору – 65!
1 июня Хоровод единства