Главный редактор
Кузеванова Наталья Михайловна
Тел: +7 (34355) 2-05-60
Ирбитский район,
п.г.т. Пионерский, ул. Лесная, д. 2
E-mail: rodniki_96@mail.ru
Главная / Культура / Я народник! И этим горжусь!

Я народник! И этим горжусь!

24 марта 2022

Культура

Я народник! И этим горжусь!

Петра Брониславовича Капустина знают далеко за пределами области, знают и за пределами страны. На таких как он, влюбленных в свое дело, держится народная культура России. И я не преувеличиваю.

 

Можно бесконечно долго перечислять все регалии и награды Петра Брониславовича. Самое высокое звание, которого он удостоен в 2000 году, - «Заслуженный работник культуры РФ». В прошлом году ему было присвоено звание «Почетный гражданин Ирбитского муниципального образования». 

 

Зарождение любви к народной песне

 

Петра Брониславовича я застала в одном из кабинетов. Стены и потолок комнаты расписаны в русском народном стиле, повсюду на полках аккуратно стоят балалайки, самовары, изделия из бересты и многое другое. От увиденного разбегаются глаза, озаряется душа. Петр Брониславович сидел на стуле и играл на баяне. Репетировал. В субботу с ребятами они выступают в Екатеринбурге на Всероссийском детском фестивале-конкурсе народных промыслов и ремесел «Данилушка».

- Организаторы этого мероприятия – наши давние партнеры. Каждый раз приглашают наш коллектив для музыкального сопровождения церемонии награждения этого солидного конкурса. Мы уже подготовили пять произведений, нам нужно час играть программу. Готовимся, - встает со стула П.Б. Капустин и бережно в сторону убирает инструмент.

Далее мы начинаем разговор. Петр Брониславович родился в Ирбите. Его папа трудился строителем, мама – продавцом. Любовь к народной музыке у него зародилась в детстве, когда он приезжал к родным в деревню.

- В каникулы я приезжал к дяде Саше в деревню Бессонову. Однажды нашел у него в чулане гармошечку маленькую. Сидел и на ней пиликал. Думал, как это здорово, как бы мне научиться играть на ней. Как-то летом гостил у деда и тетушек в Харловском, увидел три огромных автобуса, направляющихся в сельский дом культуры. Я бегом туда, думаю, что за артисты такие. В этот день выступал известный хоровой коллектив Александра Михайловича Бирюкова из Дома пионеров. Они с собой привезли танцоров, певцов и баянисты там были шикарные, - вспоминает Петр Брониславович. 

Завороженный игрой на музыкальных инструментах, Петя записался в городе в коллектив ансамбля народных инструментов при ДК «Современник». В 1970 году поступил в музыкальную школу по классу «баян». Его папа сначала даже не знал об этом, узнав, купил сыну инструмент.   

- Я увидел концерт знаменитого Владимира Алексеевича Мамонтова. Он играл танцевальному коллективу Анатолия Степановича Хомутова. Что он творил на этом баяне! Я мечтал попасть к нему на занятия. Первый год я занимался у Юрия Михайловича Вихрева, затем молодой педагог уволился и я учился у Владимира Алексеевича. Он взрастил во мне народную мысль, народное исполнительское мастерство, любовь к народным песням, кадрилям. Когда он играл эти кадрили, у меня сердце заворачивалось. Я тоже хотел играть как он, - говорит Петр Брониславович. 

В 1975 году Петр Капустин окончил музыкальную школу. В 1976 году поступил в Свердловское училище искусств и культуры по классу «баян». Там он познакомился с будущей супругой – коренной жительницей областного центра Розой Насыровой (Капустиной). Молодые люди училище окончили с отличием и их направили на дальнейшее обучение в Челябинский институт культуры.

- Перед выпускным к нам в училище в 1979 году приехал юркий мужчина – Анатолий Павлович Шориков, парторг из деревни Речкаловой Ирбитского района. Он сказал, что хорошо знает мою маму и родственников, пригласил меня работать в сельский дом культуры. Я согласился. Когда приехал посмотреть будущее место работы, то увидел маленький деревянный дом культуры. Анатолий Павлович рассказал очень много про жителей, чем они здесь занимаются, как живут, работают. Председатель местного колхоза Дмитрий Иванович Лавочников был великолепным баянистом, - рассказывает Петр Брониславович.

В молодом дипломированном специалисте были очень заинтересованы, согласились подождать, когда он завершит обучение в институте, и даже ежемесячно выписывали стипендию. Петр Капустин получал от них 52 рубля в месяц, а свою студенческую стипендию, 40 рублей, сдавал обратно в деканат.

 

В студенческие годы Петр воплотил еще одну мечту: аккомпанировал танцевальным коллективам тогда еще в Свердловске. В училище ему предлагали работать на кафедре хореографии, чтобы аккомпанировать студентам. В Челябинске он аккомпанировал танцевальному коллективу Челябинского автомобильного училища.

 

Через четыре года, в 1983 году, выпускник института культуры вернулся в деревню Речкалову. Да не один, а с Розой Григорьевной Капустиной. В то время два специалиста с высшими дипломами в сфере культуры на селе было дивом. Петр Брониславович сдержал свое обещание, хотя у него было много перспектив.

- Меня приглашали руководителем оркестра во Дворец культуры Челябинского металлургического завода и в другие дворцы, звали в Екатеринбург, но я приехал поднимать культуру в Речкалову. Считал, что должен поступить по совести - дал честное слово, - говорит мой собеседник. – Когда мы приехали в деревянный сельский клуб, Роза очень расстроилась, я ее успокаивал, говорил, что начнем поднимать хоровые, оркестровые коллективы, гармонистов, аккордеонистов. Кстати, ее первой покупкой по приезде в деревню были резиновые сапоги. Тогда дорог не было, кругом грязь.

Для молодых специалистов в Речкаловой построили трехкомнатный коттедж. В этом доме они прожили до перестройки.

 

После семи лет работы Капустины хотели уехать из деревни. Их приглашали в Кольцово, показали квартиру, обещали руководящие должности в местном доме культуры.

- Мы сообщили председателю колхоза, что уезжаем, он сначала не поверил. Перед нашим отъездом было колхозное собрание. Председатель пригласил меня на трибуну и сказал: «Понимаешь. Вот стоит парторг, если завтра его переизберут и поставят другого, то ничего не изменится. Вот я, председатель колхоза, если другого назначат, то тоже никто не заметит. А вот, если убрать музыканта из деревни, то деревня умрет!» Это его высказывание заставило нас серьезно задуматься, и мы передумали, – признается заслуженный работник культуры. – Это было правильным решением. Нам преподаватель в училище говорила всегда, что лучше быть первым в деревне, чем последним в городе. Так оно и есть.

Тогда же на колхозном собрании молодым специалистам пообещали, что построят новый дом культуры. Его возвели в 1991 году за три года, и это при том, что в магазинах ничего не было, продукты по талонам выдавали.

 

Как зародились «Завлекалы»

 

По прибытии в Речкалову Петр Брониславович и Роза Григорьевна создали оркестр народных инструментов. Тогда в районе редко кто слышал их.

- Нам передали из чулана Ницинского дома культуры деревянные инструменты. Мы на этих «дровах» сыграли первое произведение, которое я написал – «Завлекалы». Отсюда и название нашего оркестра, - вспоминает руководитель оркестра. - Баянисты у меня занимались, например, Андрей Новгородов, который сейчас юристом работает в колхозе. Сначала в хор никто не записывался. Я брал баян и шел на ферму. Работники обедали, а я играл на баяне в красном уголке. Они посмеются, уйдут, я в следующий раз приду. Потом пришел в контору. Тамара Афанасьевна Лавелина пришла и привела работников детского сада, школы, продавцов.

В 1984 году коллектив показал первую хоровую программу на заключительном фестивале в Зай-ково среди оркестров, баянистов, хоровых коллективов. Тогда речкаловцы заняли первое место. С тех пор его никому не отдают.

- Детей тогда очень много было, наполняемость была хорошей, сейчас их рождается меньше. Благодарен, что возят ребят из Зайково и Ирбита. Мы развивались, готовили новые программы. Вскоре про нас узнали в области. Мы участвовали в областных хоровых и оркестровых фестивалях-конкурсах. Тогда конкуренция очень высокая была. На одном фестивале выступало порядка сорока коллективов. Сегодня мы остались одни в Свердловской области. Взрослые самодеятельные коллективы в области есть, а детских – нет. Не сдаемся на милость гаджетов, - заключает Петр Брониславович. - Деревня – это носитель народной культуры, это корни и традиции русского народа. Как говорил Бисмарк: «Для того чтобы погубить Россию, сначала нужно погубить ее культуру». Чтобы этого не произошло и чтобы мы любили свой край, свои песни, мы живем и развиваемся по народному календарю. Отмечаем Троицу, справляем Масленицу. Поем те песни, которые пели наши бабушки. Проводим чайную церемонию. Носителей этих традиций почти не осталось.

 

Петр Брониславович и Роза Григорьевна после успеха на областных конкурсах решили заявиться на международные. В 1998 году они прошли отбор международного фестиваля в Екатеринбурге «Земля – наш общий дом». «Завлекалы» жили в гостинице вместе с иностранцами и выступали на сцене областной филармонии. По итогам мероприятия они стали лауреатами фестиваля. Такой же успех повторили в 2002 году.

- Мы участвовали на фестивале «Чешская сказка», объехали многие чешские города. Нашли спонсоров и приехали оркестром, у нас тогда была мощная команда – 30 человек. Под нашу музыку танцевали итальянцы, французы, американцы. Это было так здорово! Столько впечатлений у детей, это была одна из самых лучших поездок. С оркестром мы выступали в Польше, Франции, Германии, Египте. Из Парижа привезли самый главный приз – гран-при фестиваля «Хрустальная лира». Она в музее нашем хранится. С детьми были в Лувре, была насыщенная культурная программа. Три года назад коллектив ездил в Крым. Ниже лауреатов первого места мы не приезжали ни с какого фестиваля, - делится П.Б. Капустин.

«Завлекалы» на одной сцене выступали с лучшим хоровым коллективом России - Кубанским казачьим хором. Его руководитель Виктор Гаврилович Захарченко после выступления речкаловцев крикнул: «Браво!»

 

В этом году Петр Брониславович и Роза Григорьевна планируют свозить свои коллективы на конкурс в Абхазию.

 

В 2002 году оркестру русских народных инструментов «Завлекалы» присвоили звание образцовый коллектив народного творчества. В 2017 году министр культуры РФ В.Р. Мединский присвоил коллективу звание «Заслуженный коллектив народного творчества РФ».

 

За 38 лет работы в культуре Петр Брониславович научил азам игры на русских народных инструментах шесть поколений! Есть среди выпускников и успешные музыканты. Например, Алексей Трефилов является ведущим солистом Уральского народного хора, Андрей Турханов участник оркестра «Рифей».

 

Мощные проекты

 

Для того чтобы дети знали народную культуру, десять лет назад Петр Брониславович организовал детский фестиваль народного творчества «Музыкальный туесок». В нем выступают фольклорные вокальные, инструментальные и танцевальные коллективы со всего региона. С каждым годом участников становится больше. Все лауреаты конкурса получают памятные подарки из бересты. Символ фестиваля – танцующая плетенка.

 

На базе Речкаловского дома культуры П.Б. Капустин открыл музей «Моя родная старина». В коллекции собраны инструменты «от ложки до гармошки», телевизоры, патефоны, граммофоны и многое другое. Еще один уникальный проект Петра Брониславовича – это Музей народной культуры Урала. Он собрал уже более 80 национальных костюмов.

 

Помимо этнических костюмов в музее имеются народные инструменты как символ национальных культур. Проводить экскурсию Петр Брониславович может долго, он умеет играть на всех инструментах, которые есть здесь: первые русские музыкальные инструменты, калмыцкая балалайка, жалейки и многое другое. Коллекция внушительная, наверное, такой не каждый музей может похвастаться.

 

Поддерживают все начинания, проекты, творческое вдохновение Петра Брониславовича его родные и друзья. С Розой Григорьевной они воспитали троих детей. Все дети были участниками творческих коллективов Речкаловского дома культуры, выступали на конкурсах и ездили на гастроли. Дочь Маша проживает в Канаде и воспитывает двух детей. Папино увлечение она поддерживает, не так давно отправила ему национальный костюм шотландца.

 

Сыновья Александр и Илья – предприниматели, живут в Екатеринбурге. Илья любит играть на баяне. В гостях у родителей он частенько играет с папой.

 

Петр Брониславович признается, что он не только детей учит играть на балалайке, но и учит родину любить. Он народник и гордится этим!

 

 

 

Ксения Малыгина

Фото автора


Сегодня 22 просмотра этой страницы
Наверх страницы