Главный редактор
Кузеванова Наталья Михайловна
Тел: +7 (34355) 2-05-60
Ирбитский район,
п.г.т. Пионерский, ул. Лесная, д. 2
E-mail: rodniki_96@mail.ru
Главная / Культура / Пространство второго авангарда

Пространство второго авангарда

30 ноября 2021

Культура

Пространство второго авангарда

15-17 ноября в Екатеринбурге состоялась международная научно-практическая конференция «Вторая волна русского авангарда: региональные версии». Организаторами этого масштабного проекта выступили Уральский федеральный университет, Российская академия художеств и ее отделение «Урал, Сибирь, Дальний Восток», Ассоциация искусствоведов, Союз художников России и общественное объединение «Пространство второго авангарда» при поддержке администрации губернатора Свердловской области. Участие в нем приняли ученые, искусствоведы, сотрудники музеев не только из России, но и из Казахстана, Белоруссии, Китая.

 

Актуальность этого культурного проекта его организаторы объясняют необходимостью формирования современного взгляда на устоявшиеся процессы в современном отечественном искусстве, потребностью анализа основных тенденций его развития и выявления новых имен художников, представляющих региональный авангард. И как итог - включения исследований российского художественного авангарда «второй волны», особенно его мало изученного регионального варианта, в общероссийский и международный культурный контекст.

 

Важной составляющей проекта явились выставки, представляющие образцы уральского авангарда второй половины 20 – начала 21 веков. Участником выставочной программы стал и Ирбитский ГМИИ с экспозицией «Зеленый кот и просыпающаяся рыба, или Полиморфия уральского авангарда 1980-2010-х годов», демонстрирующей лишь малую часть достаточно убедительной коллекции регионального авангардного искусства из собственного собрания.  

     

Экспонируемые работы, при всей яркой индивидуальности творчества каждого из авторов, объединяет главное - по-разному выраженная степень независимости от реалистических традиций, от визуальных образов реального мира, то есть тот принцип, который условно и заложен в определение сложного, неоднозначного, спорного, порой шокирующего явления, как «авангард». 

 

Среди авторов работ известные уральские мастера – Миша Брусиловский, Виталий Волович, Сергей Григорьев, Андрей Антонов, Алексей Казанцев, чье творчество достаточно полно представлено в Ирбитском ГМИИ. Для кого-то из них авангардные тенденции стали доминирующими в творчестве, для кого-то – существующими наряду с реалистическими традициями.

 

Авангардистскими исканиями славится творчество художников Нижнего Тагила. На выставке абстрактные композиции Ларисы Грачиковой и ныне проживающих в Москве Владимира Наседкина и Татьяны Баданиной.

 

Глубоким своеобразием композиционных, цветовых и фактурных решений, нестандартной трактовкой образов отмечены живописные, графические и скульптурные произведения екатеринбургских художников Киры Масумовой, Татьяны и Александра Степановых, Юрия Филоненко, Владимира Бородулина,  Юрия Крылова.

 

Отношение к авангарду всегда было неоднозначным – от восторженного до резко отрицательного. Причем не только у рядовых почитателей искусства, но также у искусствоведов и художников. Как бы то ни было, это явление прочно вошло в современное искусство, став навсегда его неотъемлемой частью и породив за столетие немало шедевров -  художественных знаков эпохи, начиная от композиций основоположника абстракционизма Василия Кандинского и ярчайшего представителя одного из его направлений под названием «супрематизм» Казимира Малевича с его легендарным «Черным квадратом». И авангард продолжает свою жизнь, по-прежнему являясь для многих современных художников «иным», существующим за пределами традиционного реализма, способом выражения в творчестве. Безусловно, такие работы требуют способности расставаться с классическими представлениями о прекрасном, выводя зрителя на новый виток понимания искусства. А это бесценно.

 

Как отметил координатор общественного объединения «Пространство второго авангарда» Сергей Лазарев, состоявшийся в Екатеринбурге симпозиум и выставки, открывшиеся в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Ирбите, позволят ввести в научный оборот огромный культурный пласт регионального авангарда. Более того, в следующем году организаторы проекта планируют изменить его дислокацию, переместив в Сибирь и на Дальний Восток, и таким образом объединить разные регионы России на основе авангардной традиции.

 

 

Маргарита Пашкова

Фото автора


Наверх страницы