Главный редактор
Кузеванова Наталья Михайловна
Тел: +7 (34355) 2-05-60
Ирбитский район,
п.г.т. Пионерский, ул. Лесная, д. 2
E-mail: rodniki_96@mail.ru
Главная / Земство / Подвиг. Небо. Судьба.

Подвиг. Небо. Судьба.

11 февраля 2020

Земство

Дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Григорий Андреевич Речкалов был воплощением смелости и мужества, человеком волевым, однако не лишенным юношеской романтики. Он был одним из самых известных в мире летчиков-истребителей, нашей национальной гордостью.

 

 

Родился Григорий Речкалов 9 февраля 1920 года в деревне Худяковой Ирбитского уезда в простой крестьянской семье. Поколение, к которому принадлежал Речкалов, воспитывалось на революционной романтике, на рассказах о героических подвигах отцов в борьбе за власть советов. Именно этому поколению предстояло строить новую страну в 1930-е годы и защищать в 40-е.

- В нашем культурном центре имени Григория Андреевича Речкалова есть класс, в котором учился маленький Гриша до 10 лет, - рассказывает Елена Ермолаева, директор культурного центра имени дважды Героя Советского Союза Г.А. Речкалова. – Затем семья переехала в село Бобровское и устроилась работать на узкоколейную железную дорогу. Гриша учился в Большом Истоке, окончил там шесть классов. Недалеко был расположен аэродром Уктус. Гришу завораживали большие «стальные птицы», и он хотел стать летчиком, таким как Чкалов, Мазурук.

В 1930 годах страна переживает настоящий бум увлечения авиацией. Аэроклубы есть во всех крупных городах. Советская авиация начинала обретать могучие крепкие крылья. Тысячи юношей и девушек по призыву комсомола ринулись в авиацию. Мечта покорить небо привела Григория Речкалова в свердловский аэроклуб, но, чтобы записаться на курсы, он прибавляет себе два года, ему верят, ведь даже в юности он выглядел старше своих лет. В Свердловском аэроклубе Речкалов прошел начальную летную подготовку, в которую входили теоретический курс и курс обучения на планерах.

 

 

Речкалову, как способному курсанту, вручают комсомольскую путевку в Пермскую военную авиационную школу летчиков, куда он поступает 11 января 1938 года. В 1939 после окончания школы в звании младшего лейтенанта Григорий Речкалов направлен в 55-й истребительный полк, расположенный в Кировграде.  Летать он начал на истребителе И-153.

 

22 июня 1941 года. Полк к тому времени располагался в молдавском городе Бельцы. Известие о начале войны застает Речкалова по пути в полк из города, куда его посылали на врачебную комиссию проверить зрение. Возвращался он расстроенный, с заключением медицинской комиссии, списавшей Речкалова с лётной службы с диагнозом «дальтонизм».

 

- Комиссию ему не удалось убедить, что у него нет дальтонизма, - рассказывает Татьяна Федорченко, методист культурного центра имени дважды Героя Советского Союза Г.А. Речкалова. – Он, печальный, расстроенный, возвращается в свой полк, с медицинским заключением, в котором написано, что он негоден к службе в ВВС. А это было 22 июня 1941 года. И уже начинаются боевые действия в небе, над его аэродромом, и поэтому, когда он приходит, командиру полка, начальнику штаба уже нет дела до его заключения. Ему нужны боевые летчики. И на вопрос: «Сможешь ли ты отличить свой самолет от вражеского?» он уверенно говорит: «Смогу!» И получает свою первую боевую машину «Чайка» с бортовым номером 13. 

К началу войны «Чайка», на которой начал летать Григорий Речкалов, считалась безнадежно устаревшей, и по вооружению, и по скорости, но обладала колоссальной маневренностью. Речкалов этим качеством в бою умело компенсировал многие недостатки машины.  Именно за штурвалом И-153 уже на пятый день войны он открыл свой боевой счёт.

 

 

26 июля при штурме вражеской переправы через Днестр зенитным огнем с земли Речкалов получает тяжелое ранение в ногу. Ему хватает сил посадить самолет на аэродром. В госпитале лётчику делают три операции. Лишь в марте 1942 года его выписывают из больницы с приговором: не годен к полетам на боевых самолетах. Его направляют в запасной полк, для подготовки летчиков. Но тихая служба в тылу не входит в его жизненные планы, далее следует «побег» из тылового Моршанска на юг, на поиски родного полка.

 

Вновь фронт, боевая жизнь. Григорий Речкалов ищет и применяет новые тактические приемы воздушного боя, смело сражается с врагом. Переучившись на управление самолетами МиГ-3 и Як-1, он сбивает еще пять немецких самолетов. А затем в составе полка проходит обучение на американские самолеты «Аэрокобра». США поставляет их по программе военной помощи лэнд-лиз.

 

 

С весны 1943 года 16 авиаполк вступает в бои с противником на Кубани. В кубанском небе с рассвета до поздней ночи носились десятки своих и чужих самолетов. В течение короткого времени Речкалов совершает более сотни вылетов, штурмовыми действиями уничтожает десятки машин, артиллерийских орудий противника.

- Григорий Андреевич пишет об этом в своей книге, - подтверждает Татьяна Федорченко. – Пишет о том, что пришлось освоить технику немецких летчиков, быстро ею овладеть, а полк уже летает на конкурентных самолётах-«аэрокобрах», которые превосходят «мессеров» в маневренности и в силе боевого удара. Асы 16 полка сумели показать себя совершенно великолепным образом. На счету гвардии капитана Покрышкина за первые три недели боев 10 сбитых самолетов, на счету старшего лейтенанта Вадима Фадеева – 12 сбитых самолетов. Старший лейтенант Речкалов – девять сбитых самолетов. А впереди еще целый месяц боев.

Во время воздушных боев на Кубани прибавлялись одна за другой пятиконечные алые звездочки на самолете Речкалова. Их уже 19. На борту «аэрокобры» вместо боевого номера красуются огромные буквы: РГА - Речкалов Григорий Андреевич.  24 мая 1943 года за кубанскую операцию его награждают Золотой звездой Героя.

 

Боевая судьба Речкалова переплелась с судьбой Александра Ивановича Покрышкина. Он летал с ним в группе, сменял его на должности комэска, затем на должности командира полка. Сам Александр Иванович лучшими качествами Речкалова считал прямоту и откровенность.

- Григория Андреевича Александр Иванович ценил за скорость, быстроту в бою, умение быстро оценивать ситуацию. Например, в одной из характеристик на Речкалова Покрышкин пишет: «За одну секунду Речкалов может понять, что происходит на поле боя, и продумать план дальнейшего боя». Речкалов прекрасно вписывался в ту схему, которую нарисовал Покрышкин: «Высота, скорость, маневр, огонь!», – дополняет Татьяна Федорченко.  

Первого июля 1944 года Речкалову присваивают вторую звезду героя. Ему всего 24 года.

 

Боевые вылеты Григорий Речкалов продолжал выполнять до конца войны на «Аэрокобре». Этот самолет достаточно живуч, мог продолжать бой с поврежденной обшивкой, даже изрешеченный, он был способен продолжать бой. Машина идеально подходила для боев на средних и малых высотах, и, конечно, это был один из самых любимых самолетов Григория Речкалова. По воспоминаниям самого аса, в своём истребителе он больше всего ценил отличную радиостанцию, позволявшую постоянно держать уверенную радиосвязь с другими летчиками и землей.

 

Девиз Речкалова звучал так: «Вперед увидел - наполовину победил!»

 

 

Вероятно, ни у одного другого советского аса на личном счету нет такого разнообразия типов официально сбитых самолётов врага, как у Речкалова: бомбардировщики «хейнкель» и «юнкерс», истребители «мессершмитт» и «фокке-вульф», связные «физилер», разведчики и транспортники и многие другие.

 

Закончил войну Григорий Речкалов с 61 личной и четырьмя групповыми победами, одержанными в 450 успешных боевых вылетах и 122 воздушных боях.

- 61 – вдумайтесь в эту цифру – это очень «высокая» цифра, – восхищается Александр Ковалев, заслуженный военный летчик, начальник Екатеринбургского авиационного спортивного клуба ДОСААФ. – В характеристике у Речкалова были прекрасные слова: он очень был требовательным к себе, к дисциплине. Но мог себе позволить отвлечься от главной задачи – это значит, у него отвлечение было не простое, а осознанное. Думаю, мы должны гордиться тем, что он делал осознанно, он сбивал противника. Он делал свое дело, это прекрасный человек.

Отгремела война. После войны Григорий Андреевич Речкалов служил на командных должностях в различных авиационных частях и соединениях, окончил военно-воздушную академию, учился на факультете журналистики Московского государственного университета.

 

Гордились победами и на родине героя. В центре поселка Зайково 17 апреля 1949 года установлен бюст летчика-аса. Тогда бюсты при жизни разрешали устанавливать всем дважды Героям, таких в Советском Союзе было лишь 107.  Григорий Речкалов сам присутствовал на этом мероприятии и выступал перед земляками с пламенной речью.

 

В 1959 году 39-летний генерал-майор авиации Г.А. Речкалов был уволен в запас. Все последующие годы его жизни были наполнены встречами с однополчанами и молодежью, работой в Центральном архиве Министерства обороны, в Государственной библиотеке им. Ленина. Эта огромная работа, изучение изданий, авторами которых были также участники войны, легли в основу книги мемуаров о первой половине войны, самом трудном ее периоде.

 

Он ценил каждую минуту мирной жизни. Любил семью, свою малую родину. Манила Героя родная земля.

 

Сердце Героя перестало биться 22 декабря 1990 года. В поселке Бобровском, на простом сельском кладбище, рядом с родителями, покоится наш прославленный земляк.

 

Подготовила Наталья Кузеванова


Наверх страницы