Главный редактор
Кузеванова Наталья Михайловна
Тел: +7 (34355) 2-05-60
Ирбитский район,
п.г.т. Пионерский, ул. Лесная, д. 2
E-mail: rodniki_96@mail.ru
Главная / Земство / Жизненный сценарий Маргариты Пашковой: от «КАМАЗА» до Рубенса

Жизненный сценарий Маргариты Пашковой: от «КАМАЗА» до Рубенса

27 сентября 2021

Земство

Жизненный сценарий Маргариты Пашковой: от «КАМАЗА» до Рубенса

Мы продолжаем нашу рубрику, посвященную 15-летию «Родников ирбитских». Сегодня расскажем о коллеге, которая скрупулезно проверяет тексты штатных и внештатных корреспондентов на наличие грамматических и стилистических ошибок. Маргарита Геннадьевна Пашкова – единственная в нашем коллективе, которая работает столько же лет, сколько «Родникам ирбитским». Нашим читателям она знакома и по журналистским материалам. Сначала они публиковались под псевдонимом – Маргарита Шевнина, затем под собственным именем.  

 

Работая бок о бок с коллегами, иногда думаешь, что ты знаешь о них многое. Как бы не так. Во время подготовки этого материала мне открылись весьма интересные факты из жизни Маргариты Геннадьевны. Уверена, что они удивят не только моих коллег, но и вас, уважаемые читатели!

 

Известно, что многое о человеке расскажет его личная библиотека. Пожалуй, с этого и начнем. Книжных полок в доме Маргариты Геннадьевны много, пустых среди них нет. «Ассортимент» домашней библиотеки обширный. Здесь и стихи Анны Ахматовой, рубаи Омара Хайяма, объемные толковые словари современного русского языка, пособия для журналиста, эзотерическая литература, справочники и альбомы по искусству. Большую часть книг хозяйка «сокровищницы» приобрела в 80-90-е годы, когда их было непросто достать. Зачастую книги она покупала в антикварных магазинах в Свердловске и Набережных Челнах.

 

Особенно приковывает внимание книжная полка с каталогами, альбомами и журналами по искусству, в которых публикации не только научных исследователей из Санкт-Петербурга и Москвы, но и Маргариты Геннадьевны. 

- Первая моя публикация датируется 1995 годом в журнале «Аргамак» Татарстана. Вот журнал «Казань», в нем тоже есть мои публикации о художниках Набережных Челнов, вот альбом о творчестве уральского мастера Алексея Казанцева, изданный в Санкт-Петербурге... В одном из разделов каталоги со статьями о выставках из коллекции Ирбитского ГМИИ, - рассказывает Маргарита Геннадьевна.

Интерьер дома моей собеседницы украшают подарки от художников Набережных Челнов - офорты Александра Халдеева, живопись Владимира Акимова и Виктора Анютина, батики Галины Анютиной.

 

Еще у Маргариты Геннадьевны коллекция репродукций известных картин, стопки открыток, выпущенных в 80-х годах Эрмитажем, Русским музеем, Государственным музеем им. А.С. Пушкина.

 

Свою жизнь с искусством она связала не сразу, но интерес к живописи у нее появился еще в детстве. Часто юная Рита карандашом срисовывала с открыток изображения известных актеров, позже любила копировать масляными красками натюрморты. Когда она училась в шестом классе, в школе состоялась выставка ее рисунков.

 

Маргарита Геннадьевна родилась в селе Аряж Пермского края. Ее папа, Геннадий Степанович, работал в местной школе учителем труда и физкультуры. Мама, Валентина Петровна, по образованию филолог, вела литературу, русский и немецкий языки.

- Помню, как в детстве вечерами сидела рядом с мамой и проверяла тетради по русскому языку. Она доверяла мне, третьекласснице, проверять работы пятиклассников и шестиклассников, - вспоминает М.Г. Пашкова. - Тогда у нас в определенное время отключали свет, и мы продолжали проверку при свете керосиновой лампы. Ошибки исправляли красным карандашом. Сейчас с трудом представляю, как это было сложно, потому что грифель расслаивался...

Большое внимание в семье Пашковых уделялось чтению. Читали и под одеялом с фонариком. Родители выписывали газеты и литературные журналы: «Роман-газета», «Урал» и другие. После окончания средней школы Маргарита Геннадьевна полгода преподавала в родной сельской восьмилетке математику. Затем два года заведовала местным сельским клубом.

 

В 1970-х годах Геннадий Степанович Пашков переезжает в молодой строящийся город Набережные Челны. В 1969 году здесь началось строительство легендарного завода «КАМАЗ». Следом за ним уезжает и вся семья.

 

В 1975 году Маргарита Пашкова устроилась оператором в управление оборудования, которое снабжало «КАМАЗ» станками, материалами и оборудованием. Позже работала машинисткой. Набирала таблицы, сводные данные на больших листах. Каждую ошибку устранять приходилось лезвием, поэтому труд машинистки требовал максимальной сосредоточенности. Вскоре руководство управления заметило художественные способности Маргариты Геннадьевны и назначило ее на должность художника-оформителя. Она оформляла стенды по соцсоревнованию, поздравления, писала объявления - в то время все это делалось вручную.

- В какой-то момент мне захотелось изучать искусство. В то время на эту специальность можно было поступить только в Свердловск или в Санкт-Петербург - в институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Выбрала ближе - УРГУ им. А.М. Горького, отделение искусствоведения филологического факультета. В этом институте обучение тогда было только заочное и вечернее. Училась заочно, - рассказывает Маргарита Геннадьевна. 

После 15 лет работы на заводе «КАМАЗ» наша собеседница устроилась в Набережночелнинскую картинную галерею, филиал Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Работала старшим научным сотрудником и хранителем фондов.

 

...В Ирбите Маргарита Геннадьевна с 2000 года. Практически десять лет она работала в Пионерской школе учителем МХК.

- Считаю работу педагога одной из самых сложных... В начальной школе я вела кружки, в 5-8 классах - вариативный курс «Мировая художественная культура», в 10-11 классах этот предмет со временем стал обязательным. Учебников и методических пособий по этому курсу не было, приходилось самостоятельно разрабатывать учебную программу, - делится Маргарита Геннадьевна.

Осенью 2006 года она стала совмещать работу. После уроков приходила в редакцию газеты «Родники ирбитские» проверять подготовленные к печати материалы. Несколько лет трудилась корреспондентом. В 2011 году Маргарита Геннадьевна из школы ушла, но в нашей редакции она остается и по сей день, совмещая ее с основной работой в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств, где трудилась старшим научным сотрудником, сейчас заместитель генерального директора по научной работе.

 

В свободное от работы время Маргарита Геннадьевна занимается воспитанием внука Кирюши и садоводством.

 

Ксения Малыгина

Фото из личного архива

М. Пашковой


Наверх страницы