Невидимая помощь
4 февраля 2020
В первую неделю 2020 года на территории Ирбитского района был ликвидирован один техногенный пожар, произошло девять дорожно-транспортных происшествий и поступило три сообщения об авариях в сфере обеспечения населения. Пока большая часть граждан отдыхала, руку на пульсе безопасности Ирбитского района держала Единая дежурно-диспетчерская служба.
Идея создания ЕДДС в Российской Федерации исходила непосредственно от руководства МЧС России и основывалась на опыте использования аналогичных формирований за рубежом - службы «911» в США и Канаде и «112» - в Европе.
Одним из важных элементов обеспечения безопасности в Свердловской области и устойчивого социально-экономического развития региона является повышение уровня защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и наступивших вследствие них негативных последствий.
В Ирбитском муниципальном образовании Единая дежурно-диспетчерская служба была создана в 2013 году, а спустя пять лет полностью укомплектована дежурно-диспетчерским персоналом, который прошел обучение по своей квалификации в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Свердловской области.
Сейчас в службе работает пять оперативных дежурных и девять специалистов по приему и обработке экстренных вызовов – операторов системы-112. На работу берут не каждого, человек должен быть с большим жизненным опытом, уравновешенным, способным быстро принимать решение, действуя в соответствии со сложившейся ситуацией и руководствуясь законом.
В должностные обязанности оператора системы-112 входит не только получение от граждан сообщений о происшествиях по единому номеру вызова экстренных служб «112» с последующим заполнением электронных документов, в которых фиксируется суть происшествия, но и привлечение к реагированию на сообщение комплексных сил экстренно-оперативных служб для обеспечения полноты принятых мер, позволяющих исключить чрезвычайные ситуации.
В систему-112, кроме ЕДДС, включены все экстренно-оперативные службы – пожарная охрана, полиция, скорая медицинская помощь, газовая служба, антитеррор. Поэтому, обратившись к оператору системы-112 по единому номеру телефону «112», гражданин получает возможность взаимодействовать с данными службами по принципу «одного окна». Оператор системы-112 может соединить человека именно с той службой, которая ему необходима в сложившейся ситуации, а также оказать непосредственную помощь в организации взаимодействия служб. Кроме этого, обратившись в ЕДДС, можно узнать телефоны организаций, обслуживающих жилые дома, получить информацию о наличии аварийных отключений по конкретному адресу, а также о ходе работ по устранению аварий в сфере обеспечения населения, о том, кто ведет работы, дату и время планируемой ликвидации последствий аварии.
Серьезность работы объясняется высокой степенью ответственности. У выполняющих ее множество непростых задач, но главные из них: быстрая передача информации о происшествии, организация работы спасательной службы, скорой медицинской помощи, противопожарной службы, полиции, контроль за устранением угрозы и информирование населения о ЧС.
- Сложность работы оператора системы-112 заключается в том, что он, общаясь на расстоянии с людьми, находящимися в сложной жизненной ситуации, должен сохранить самообладание и успокоить человека, чтобы получить от него всю необходимую информацию, иначе мы ему не сможем оказать качественную и своевременную помощь, - подчеркнул Сергей Аркадьевич Крошняков, директор муниципального казённого учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба Ирбитского муниципального образования».
Отвечая на каждый звонок, оператор системы-112 внутренне готовится к тому, что сейчас от него потребуются моральные силы, чтобы принять решение и максимально быстро помочь обратившемуся. Бывает, что счет идет на минуты и от быстроты принятия решений зависят жизни других людей.
- В наших силах принять вызов и отреагировать на него, обработав информацию, нужно ее передать в соответствующие структуры. Каждый день приходишь на работу и не знаешь, что от него ждать. Самое главное в нашей работе - быть спокойным и стрессоустойчивым, мыслить объективно, - поделился Михаил Александрович Худорожков, оператор системы-112.
Служба работает в круглосуточном режиме. В дежурной смене несколько человек: один оперативный дежурный и два оператора системы-112. Получив сообщение о происшествии по системе-112, оперативный дежурный, выяснив, что произошло, оценивает серьезность ситуации и в случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации сообщает об этом директору ЕДДС и главе Ирбитского муниципального образования. Затем он, взаимодействуя с операторами системы-112, принимает дальнейшие решение о том, какие службы ему нужно задействовать в первую очередь. Отправив на место происшествия необходимые экстренные службы, оперативный дежурный контролирует, выехала ли помощь, в течение какого времени службы добрались до места происшествия, и по результатам реагирования определяет, нужно ли вызывать дополнительную службу.
- В мае 2018 года, после того как на территории Ирбитского района наблюдался шквалистый ветер, на единый номер «112» поступило 97 сообщений об аварийных отключениях электроснабжения на территории. 40 населенных пунктов в Ирбитском муниципальном образовании остались без электроэнергии. В нескольких населенных пунктах были повреждены крыши домов и социально-значимых учреждений. Работы по восстановлению было достаточно.
Оперативные дежурные ЕДДС, получая от операторов системы-112 информацию, поступившую от граждан, контролировали ситуацию до окончания восстановительных работ. Они отслеживали, где уже восстановлено электроснабжение, где еще ведутся работы и куда в дальнейшем нужно направить аварийно-восстановительные бригады. При этом оперативные дежурные напрямую взаимодействовали с диспетчерскими службами, непосредственно занимавшимися ликвидацией последствий неблагоприятного природного явления. О ходе и результатах восстановительных работ докладывалось в круглосуточном режиме руководству Ирбитского муниципального образования и в Ситуационно-кризисный центр Свердловской области. В результате слаженных действий ЕДДС и экстренных служб в течение 24 часов работники ПО «Артемовские электрические сети» восстановили электроснабжение во всех населенных пунктах Ирбитского района, чрезвычайная ситуация не была допущена, - рассказал Сергей Аркадьевич.
Благодаря современным технологиям осуществлять наблюдение становится проще. С помощью космической системы «Каскад», которая основывается на приеме информации со спутников, оперативному дежурному ЕДДС поступает информация о пожарах, возникших в лесах Свердловской области. Также лесные пожары вблизи поселков Зайково и Рябинового, села Рудного можно обнаружить с помощью системы видеонаблюдения «Лесохранитель». Система передает видеоизображение в режиме онлайн и имеет угол обзора в 360 градусов, что позволяет намного раньше обнаружить пожар и не позволить ему распространиться на населенный пункт.
Основным направлением развития ЕДДС в 2019-2024 годах является установка громкоговорителей, через которые будет передаваться информация об угрозах чрезвычайных ситуаций, а также информация о дальнейших действиях жителей. Кроме этого, в планах установка электросирен, с помощью которых можно будет довести сигнал тревоги до отдаленных мест в населенных пунктах.
В экстремальных ситуациях люди теряют самообладание и не могут оценить серьезность обстановки. Что делать? У кого просить помощь? По какому номеру звонить в первую очередь? А счет идет на минуты. Чтобы в экстренных случаях не терять время, надо запомнить раз и навсегда всего три цифры. «112» - номер невидимой помощи.
Ксения Мальгина
Фото Александра Михеева
Свежие публикации данной категории
23 апреля Свыше 20 памятников истории и архитектуры отмечают юбилей вместе со Свердловской областью
23 апреля Ему послушно кланялись колосья…
22 апреля Евгений Куйвашев заявил о планах по наращиванию сотрудничества с партнёрами из Центральной Азии
21 апреля День местного самоуправления
21 апреля Уважаемые друзья!
20 апреля Птичий грипп
18 апреля Врачей и педагогов в Свердловской области стало больше