Главная / Культура / День дарителя в Ирбитском ГМИИ

День дарителя в Ирбитском ГМИИ

12 марта

Культура

День дарителя в Ирбитском ГМИИ

Министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина поздравила всех с замечательным событием и выразила признательность дарителям за внимание к музейному делу, ведь известно, что бюджетные средства на приобретение произведений для музейных коллекций выделяются очень скромные, поэтому благое дело дарения трудно переоценить. В Ирбитском ГМИИ, отметила министр, произведения будут не только сохранены, но и достойно представлены в различных музейно-выставочных программах, которыми широко занимается музей в рамках научно-просветительской работы, причем не только на собственных выставочных площадках, но и в формате передвижных выставок.

 

Выставки открылись в этот день сразу на двух площадках - в 12 залах Музея уральского искусства по Володарского, 14 и в залах музейно-выставочного информационно-образовательного центра на Елизарьевых, 28. А в основе экспозиций лежат дары уральских художников – произведения графики, скульптуры, живописи, ДПИ, пополнившие коллекцию уникального музея регионального искусства за время с его открытия в мае 2006 года.

 

Около 400 произведений членов регионального отделения Союза художников России подарены как непосредственно самими авторами, так и прежними владельцами. Среди «прежних владельцев» есть и художники, доверившие работы из своих частных коллекций, пополняемых годами, ирбитскому собранию. Так, 44 графических листа друзей-художников передал музею Виталий Волович, ряд работ перешел в музей по завещанию уроженки Ирбита Екатерины Гилевой, в виде даров от Евгения Пинаева и Миши Брусиловского, причем Миша Шаевич стал в 2006 году первым дарителем живописи только что родившемуся музею. Около 40 графических и живописных работ, многие из которых сопровождены благодарственными надписями уральских художников, передал на хранение в музей его создатель и генеральный директор Валерий Карпов. Многие художники сочли своим долгом отметить дарами 10-летие образования Музея уральского искусства в 2016 году. И эти дарения были активно продолжены в 2017-м.

 

В результате экспозиция выставки в Музее уральского искусства оказалась очень насыщенной, представляющей как искусство советского времени, в том числе произведения на тему промышленного строительства на Урале Спартака Киприна и Валентина Новиченко, графические и живописные пейзажи Екатерины Гилевой, Льва Вейберта, Сергея Волочаева, Евгения Пинаева, Владимира Терехина, Владимира Сыскова, портреты Николая Чеснокова, Екатерины Гилевой, Григория Нечеухина, Галины Холодовой, экслибрисы и композиции на литературные мотивы Германа Метелева, раннюю графику Миши Брусиловского, жанровые сюжеты Натальи Бакановой, книжную графику Германа Перебатова, Спартака Киприна, Светланы Тарасовой, Нины Казанцевой, так и работы последних десятилетий. К частности, среди работ последних лет есть пейзажи с видами Ирбита, выполненные участниками межрегионального проекта «Ирбитский пленэр», который уже шесть лет в летнее время собирает художников уральского региона, а также ирбитской художницей Татьяной Ураковой.

 

Достойно представлена на выставках скульптура ведущих уральских художников - Андрея Антонова, Людмилы Кружаловой, Валентины Соколовой, Ольги Мудровой, Игоря Чернышова, Юрия Крылова. Как правило, эти авторы, помимо станковой скульптуры, известны и своими монументальными композициями, украшающими пространство городов. Так, Валентина Соколова является автором проекта восстановления памятника Екатерине Второй на площади перед Пассажем в Ирбите. А в «каминном» зале Музея уральского искусства зрителей встречает большая – выше человеческого роста - скульптурная композиция «Горожане» Андрея Антонова – та самая гипсовая модель, по форме с которой была отлита одноименная бронзовая группа, изображающая известных уральских художников Виталия Воловича, Германа Метелева и Мишу Брусиловского, установленная в 2008 году в Екатеринбурге – в сквере на пересечении проспекта Ленина и улицы Мичурина. В связи с первым экспонированием этой гипсовой модели в выставочном пространстве Валерий Карпов озвучил идею приобретения музеем, в том числе путем дарений, гипсовых оригиналов, которых касались руки автора, напомнив, что многие музеи Европы уже давно практикуют это, для экспонирования предпочитая гипсовые модели отливкам в металле, потому как последние утрачивают некоторые важные элементы авторской моделировки. А выставочное пространство Музея уральского искусства позволит реализовать идею более полной презентации в Ирбите уральского искусства, в том числе скульптуры, если будет воплощен в жизнь проект второй его очереди, судьба которого тоже поднималась в этот день в беседе с министром культуры Светланой Учайкиной.

 

В день открытия выставки коллекцию Ирбитского ГМИИ пополнили еще несколько работ, переданных сюда художниками на постоянное хранение. Так, молодой екатеринбургский художник Кирилл Бородин, выставка живописных работ которого прошла в Ирбите в 2016 году, сказал, что после того как он побывал в Ирбитском ГМИИ, славящемся своей графической коллекцией, сам занялся графикой, а теперь решил, что самое достойное место для его работ, экспонировавшихся на недавно закрывшемся III Всероссийском биеннале «УРАЛ-ГРАФО», без сомнения, именно здесь.

 

Следует отметить, что многие работы впервые в рамках этой выставочной программы презентуются в залах Ирбитского ГМИИ и впервые опубликованы в изданном к выставке каталоге.

 

Вручение каталогов художникам-дарителям состоялось на Елизарьевых, 28, где в рамках выставочной программы развернуты экспозиция «Мастера уральского авангарда» и выставка рисунков ныне проживающего в Санкт-Петербурге художника Игоря Вишни. Здесь же, в «вишневом» зале, свои музыкальные импровизации для участников открытия исполнил екатеринбургский музыкант и художник Андрей Елецкий.

 

Мнение

 

Людмила Кружалова, скульптор, член Союза художников России, Екатеринбург:

- Считаю, что Ирбиту могут позавидовать Екатеринбург и другие большие города. Город у вас чудесный, здесь можно было бы ставить потрясающие фильмы. Сюда надо приезжать на неделю, чтобы увидеть все сокровища. И одно из самых больших сокровищ – директор этого музея. Мало людей, которые с таким самопожертвованием относятся к делу. Мы подарили музею свои работы, а он подарил ему свою жизнь. Когда я несколько лет назад побывала в музее, я была потрясена. Если бы в Екатеринбурге был такой музей, художники тоже отдавали бы туда свои работы. Бывает, что художники уходят из жизни, а родственники не знают, куда девать работы, они хранятся Бог знает где, порой в подвалах. Это благое дело, когда художник дарит свои работы в музей, оставляет по себе память, значит, не зря прожил жизнь…


Наверх страницы