Главный редактор
Кузеванова Наталья Михайловна
Тел: +7 (34355) 2-05-60
Ирбитский район,
п.г.т. Пионерский, ул. Лесная, д. 2
E-mail: rodniki_96@mail.ru
Главная / Культура / Зачем нужны театры?

Зачем нужны театры?

24 марта 2019

Культура

Зачем нужны театры?

Для человека, искренне увлеченного своей профессией, по большому счету неважно, играет он в провинциальном театре или столичном или в каком клубе ему предстоит провести праздник. Но он всегда хочет знать чуть больше о том, например, что же будет завтра с культурной жизнью страны, области, муниципалитета, села. И можно считать большой удачей, когда вопросы удается задать «первому лицу», в нашем случае – министру культуры Свердловской области Светлане Николаевне Учайкиной. И разговор с ней пойдет о развитии «сельского театра».  Все потому, что в Ирбитском районе во многих деревеньках, селах и поселках, и обязательно в центральной усадьбе есть сельские клубы. Общим числом их 39, и в каждом организован и работает театральный кружок (в рамках кружковой деятельности). 

В Бердюгинском ДК есть самодеятельный театральный коллектив «Энтузиасты», который носит звание «Народный». Кроме того, в районе работают два театра мод – «Вдохновение» (Бердюгинский ДК) и «Радуга» (ДК села Ницинского). Оба театра являются коллективами-спутниками - народного театра «Энтузиасты» и народной самодеятельной студии ДПИ «Машенька-рукодельница». 2019-й год Президентом РФ объявлен Годом театра.

- Светлана Николаевна, предлагаю наш с Вами разговор начать со «знакомства»: сколько в Свердловской области профессиональных и любительских театров? Какое количество муниципальных театров работает в регионе?

- В Свердловской области работают 35 профессиональных театров, 15 из них – муниципальные. Это театры в Екатеринбурге, Новоуральске, Краснотурьинске, Первоуральске, Серове, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Ирбите. У нас есть федеральный – это Екатеринбургский театр оперы и балета, кроме того, действуют учебные театры при ЕГТИ, Гуманитарном университете, есть и частные театры, например, «Коляда-театр», который также широко известен не только в России, но и за рубежом.

- На Ваш взгляд, входит ли культура в число стратегических приоритетов?

- Безусловно! Культура несомненно является одним из стратегических приоритетов, поскольку именно культура – и театр, и музыка, и литература, и кинематограф – делает человека личностью, побуждает его к размышлениям, анализу происходящего. Я ничуть не умаляю ценность точных наук, всего, что связано с высокими технологиями, присутствующими во всех сферах, но считаю, что именно культура – это то, что доступно каждому. И мы работаем для того, чтобы сделать культурные ценности общедоступными, чтобы у каждого была возможность творческой самореализации. Это задача, которая поставлена перед нами Президентом России Владимиром Путиным в рамках реализации национального проекта «Культура» и поручения, которое дано нам губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым.

Например, расширяется сеть культурно-досуговых учреждений – в конце 2018 года начал работу Дом культуры в поселке Луговской, в новом году мы уже открыли после масштабной реконструкции Дом культуры в Верхнем Дуброво. И это только начало. Мы работаем над информатизацией библиотек, расширением их возможностей. К слову, именно Ирбитский район – первая территория в Свердловской области, где появился библиобус – мобильный офис-комплекс информационно-библиотечного обслуживания.

- Какие вопросы или проблемы удастся решить в рамках Года театра?

- Конечно, на первом месте всегда стоят вопросы финансирования и материально-технического оснащения театров. Мы работаем в этом направлении каждый год, но, безусловно, в Год театра эта деятельность будет еще более активной. Специальной акцией Года театра станет предоставление грантов губернатора Свердловской области на организацию муниципальными театрами обменных гастролей. Это, безусловно, позволит разнообразить театральную афишу Года театра в муниципалитетах, имеющих театры. В муниципальных образованиях, не имеющих своих театров, но обладающих оборудованными сценическими площадками, например, в Асбесте, Лесном, Сысерти, Камышлове, Туринске, Нижних Сергах, будут организованы гастрольные показы профессиональных театров. Свердловский театр музыкальной комедии готов осуществить масштабный гастрольный проект с показами в десятках населенных пунктов Свердловской области. Необходимые для этого средства предусмотрены в областном бюджете. 

Там, где нет оборудованных театральных площадок, будут организованы встречи актеров ведущих театров области с жителями муниципальных образований. Кроме того, к Году театра подключены все учреждения культуры и иные учреждения социального блока с целью популяризации театрального искусства.

Общий объем средств, направляемых из областного бюджета на организацию мероприятий по проведению Года театра в Свердловской области, составляет более 190 миллионов рублей.

- Назовите основные направления работы в рамках Года театра.

- По укреплению материально-технической базы театров, это финансирование гастрольных проектов, причем речь идет как о гастролях регионального и межрегионального масштаба, так и о международных. У федеральных и муниципальных театров есть предложения по проведению специальных проектов Года театра, такие проекты также получат поддержку из областного бюджета. Учитывая разные уровни бюджетов, средства будут предоставлены Союзу театральных деятелей на проведение мероприятий Года театра. Кроме того, будут поддержаны фестивальные проекты – областной фестиваль-конкурс театральных капустников «Золотая кочерыжка», XV Всероссийский фестиваль «Реальный театр», фестиваль «Урал Опера Балет Фест 2019», общегородской фестиваль детских театров «Театральная дюжина», Международный театральный фестиваль камерных спектаклей «Он. Она. Они».

- Как Вы считаете, будет ли полезным для развития «сельского театра» участие сельских театральных коллективов в фестивале «Ирбитские подмостки»? Есть ли возможность дополнить этот фестиваль «отделением» районных самодеятельных театральных коллективов?

- Говоря ранее о поддержке фестивального движения, необходимо было упомянуть, что фестиваль «Ирбитские подмостки» - одно из мероприятий, которое будет поддержано за счет средств областного бюджета. Что касается содержательного наполнения, то, на мой взгляд, это нужно обсуждать с оргкомитетом фестиваля. Я думаю, что организаторы могли бы включить в афишу так называемую офф-программу, в которой смогли бы заявиться сельские театральные коллективы. Для них это стало бы новой ступенью, кроме того, одна из задач фестивалей – обмен опытом, таким образом сельские театральные коллективы смогут получить полезные навыки, взаимодействуя с артистами профессиональных театров.

- Если говорить о детском театре, может быть, есть смысл создать систему поддержки для развития именно сельских детских театральных коллективов?

 - Сельские детские театральные коллективы могут быть созданы и создаются в уже работающих домах и дворцах культуры, которым также оказывается поддержка. Но важно понимать, что в данный процесс должен быть включен и муниципалитет. Администрации района, города, реализуя культурную политику, необходимо учитывать потребности населения и по мере возможности поддерживать начинания, в том числе и творческие.

- Как или каким способом оказывается поддержка детским театральным коллективам?

- Понимаете, если коллектив существует в муниципальном учреждении культуры, мы, согласно законодательству, не можем напрямую его финансировать. Средства выделяются муниципалитету, а местные власти планируют, как деньги будут расходоваться. Но мы поддерживаем детские коллективы путем выделения грантов, путем финансирования гастрольной деятельности, организации и проведения различных фестивалей, творческих конкурсов. И, конечно же, мы поддерживаем театры, которые работают для детей, – это и кукольные театры в Краснотурьинске и Екатеринбурге, и Екатеринбургский ТЮЗ, и «Живой театр» Александра Пантыкина, который является частным учреждением культуры, но это не значит, что он не может претендовать на получение грантов.

- В связи с тематическим годом будут ли ограничения или рекомендации по составлению театрального репертуара, предпочтению авторов и содержанию пьес? Есть ли «содержание» государственной культурной политики?

- Учреждение культуры самостоятельно формирует собственный репертуар. Конечно, министерство культуры может давать театрам рекомендации, особенно тем, в отношении которых является учредителем, но мы не налагаем ограничений. Так, например, в этом году мы рекомендовали театрам обратить внимание на творчество Павла Петровича Бажова, учитывая, что этот год в регионе посвящен известному уральскому литератору. Мне кажется, было бы здорово, если бы на театральной сцене региона в этом году ожили герои сказов Бажова.

- Могут ли к Вам напрямую обратиться руководители театров, сельских театральных коллективов или только через официальное обращение от глав муниципалитетов?

- И директора театров, и руководители театральных коллективов не просто могут обратиться ко мне напрямую, они это делают. Конечно, не всегда удается найти время для личной встречи – в силу напряженного графика и моего, и тех, у кого возник вопрос к министерству культуры, но я всегда на связи. Кроме того, мы регулярно проводим коллегии министерства, организовываем выезды в территории – все это делается для того, чтобы общение и взаимодействие были максимально оперативными и открытыми.

- И Вы всем отвечаете?

- Да, безусловно.

- В одном из своих интервью Владимир Мединский сказал: «Те, кто читает книги, всегда управляет теми, кто смотрит телевизор. Если вы хотите чего-то в жизни добиться, то читайте книги». А как бы Вы ответили на такой вопрос: кем управляют те, кто посещает театры?

- Мне кажется, что люди читающие и театральные зрители – это одна категория, ведь книги и театр тесно связаны. И человек читающий обязательно придет в театр. Любая постановка начинается со сценария, то есть – с текста. Спектакли, созданные по литературным произведениям, – это авторская, режиссерская трактовка.

- Зачем нужны театры?

- Театр – это искусство, которое воспитывает в человеке умение думать, анализировать. Нельзя забывать и о детских театрах, которые прививают юным зрителям вечные ценности – доброту, сострадание, любовь к близким. Кроме того, я думаю, что театральное искусство часто взращивает в человеке гордость – ведь здорово видеть интересные режиссерские решения и прекрасную сценографию, если в результате постановка становится номинантом на национальную театральную премию «Золотая маска». Чем не повод для гордости?

- Что пожелает в Год театра участникам театральных коллективов, нашим читателям министр культуры Свердловской области?

- Тем, кто работает в сфере культуры, – вдохновения, благодарных зрителей и успешных проектов. А зрителям – ярких впечатлений от того, что подготовят для них наши театры, музеи, библиотеки.

- А Светлана Николаевна Учайкина?

- В новом году я желаю каждому успеха, исполнения заветных желаний и как можно больше времени на то, чтобы быть рядом с близкими.

Вопросы задавала Алена Дудина.


Сегодня 18 просмотров этой страницы
Наверх страницы