Главный редактор
Кузеванова Наталья Михайловна
Тел: +7 (34355) 2-05-60
Ирбитский район,
п.г.т. Пионерский, ул. Лесная, д. 2
E-mail: rodniki_96@mail.ru
Главная / Культура / В волшебном зеркале искусства

В волшебном зеркале искусства

31 января 2019

Культура

25 января в музейно-выставочном центре Ирбитского ГМИИ по улице Елизарьевых, 28 открылась экспозиция «Виктор Шевченко. Графика, живопись, лаки».

Виктор Шевченко родился на уральской земле, но детские и юношеские годы провел в Казахстане – отец его в 50-х приехал сюда с Урала поднимать целину. Потом в его судьбе снова был Урал, художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института, после окончания которого вся его дальнейшая жизнь оказалась связана с Ирбитом - сначала с педагогической практикой в городских школах, потом с работой на мотозаводе, где в качестве художника он стал автором дизайна мотоциклов «Вояж», «Классик», «Кобра», «Волк» и «Ретро», и, наконец, уже на протяжении нескольких десятилетий, в Ирбитском ГМИИ -  к оформлению каждой выставочной работы и составлению каждой экспозиции во всех залах большого музея Виктор Шевченко имеет самое непосредственное отношение. Через его руки, прежде чем попасть в экспозицию, за несколько десятилетий прошли тысячи графических листов.

Поздравить художника с открытием выставки пришли те, кто знал его по преподавательской работе в первой и тринадцатой городских школах, в том числе бывшие ученики, по работе на мотозаводе, педагоги Ирбитской районной детской школы искусств и Ирбитской художественной школы, коллеги и друзья.

На выставке работы разных десятилетий – от студенческих 1970-х годов до живописи и графики последних лет. Студенческие и более поздние графические портреты характеризуют его как крепкого рисовальщика, способного создавать точные портретные характеристики. Из ранних графических работ – и листы из задуманной еще в вузе серии «По мотивам…», выполненные в технике линогравюры и граттажа, отличающиеся свободной интерпретацией мировых шедевров.

Он всегда стремился быть разным и неожиданным – и в теме, и в технике. Обращение к лакам в конце 1990-х годов, когда он уже был знаком с уделявшими им немалое внимание художниками Борисом Жутовским и Алексеем Казанцевым, для Виктора Шевченко было продиктовано прежде всего искренним отношением к абстрактному искусству, так как технология лаков по сути своей и предполагает в конечном итоге рождение неожиданных беспредметных цветовых форм.

Немалое место в графической коллекции художника занимают пейзажи. На выставке серии и отдельные листы, возникшие по мотивам впечатлений от поездок по Прибалтике, Черногории, Чехии, серии ирбитских видов, пейзажи других примечательных уральских мест.

Что касается живописной части экспозиции, натюрморт «Незабудки» выполнен еще в студенческую пору, после него к живописи Виктор Шевченко вернулся спустя 34 года - в полотне-посвящении «Мои друзья уходят». Следующими стали живописные размышления на тему собственного отношения к религии и на тему возрождения России - «Автопортрет с рыбой» и «Лестница для Водолея».

В последние годы появились новые пейзажи под впечатлением от путешествий по Италии, Швейцарии, Черногории, Чехии и Украине, лаконичный живописный «Автопортрет» с надписью, которую любопытному зрителю захочется прочесть с помощью зеркала, и две работы из только начатой и требующей продолжения серии «Городские сумасшедшие» - о реальных чудаках, странных и незлобивых обитателях казахстанского поселка Шортанды.

Выставка – это всегда откровение художника, визуальное сообщение зрителю о себе и своих размышлениях о мире. Своего зрителя ждет экспозиция графических и живописных работ Виктора Шевченко. А мы, чтобы приоткрыть некоторые секреты художника, попросили его ответить на несколько вопросов.

-  Виктор Евгеньевич, какое место занимало творчество в разные периоды вашей жизни, и почему ваша первая персональная выставка случилась только сейчас?

- Дело в том, что во время учебы на двух последних курсах худграфа у меня сформировалось свое отношение к изобразительному искусству, и я не считал, что творчество в изобразительной сфере должно играть доминирующую роль в моей судьбе, потому что есть и другие ценности и развиваться человек должен всесторонне. Что касается отношения к участию в выставках, это тоже давняя история: на пятом курсе я пообещал по глупости, что никогда не буду выставляться, вот и терпел 40 лет! Считаю, что такой срок достаточен для данного слова, к тому же работы накопились…

- В последние годы, судя по датировке работ на выставке, вы стали работать творчески более активно. Так ли это, и если да – с чем это связано?

- Несомненно, это так, хотя понемногу работал всегда.  А сейчас, видимо, отступать уже некуда! Человек взрослеет, семья, окружение диктуют какие-то посылы, чтоб он высказался. Вот я и высказывался эти последние годы. Просто так ведь художник ничего не делает. Просто порисовать – это неблагодарное занятие, оно присуще периоду обучения, для поддержания себя в форме. А когда художник что-то предлагает для выставки, на мой взгляд, это обязательно должно быть выстрадано и представлено так, чтобы зритель хоть что-то мог разгадать из того, о чем хотел сказать автор.

- У каждого художника, как правило, определенный круг тем и образов, собственные технические предпочтения… Что можно сказать о вас в этом плане?

- Я настолько всеяден, что нельзя сказать, что чему-то отдаю предпочтение.  Что пришло ко мне, над тем и думаю, над тем и работаю. В технике абсолютно так же, потому что каждая мысль, которую хочешь выразить в работе, сама диктует технику исполнения. Могу лишь отметить свое личное отношение к портрету, в котором можно рассказать о человеке, можно его оценить, в котором он и сам себя оценивает. На мой взгляд, из всех жанров он способен дать художнику наиболее сильное впечатление, какое вообще можно пожелать.

- На выставке ваши ирбитские серии – акварельные пейзажи и рисунки фломастером. Когда они появились, и что стало толчком для их создания?

- Здесь, скорее, сыграла свою роль зависть – зависть от того, что художники со всей России приезжают в Ирбит, проводят пленэры, а я живу в этом городе и ко всему этому привык, присмотрелся. Зависть – это ведь хорошее чувство, если оно направлено на позитив. Вот это и всколыхнуло. И последние два года я посвятил Ирбиту.  Город благословенный, интересный, красивый, но нереализованный, что накладывает свой отпечаток и на жителей – мне кажется, здесь очень много интересных людей, которые тоже не до конца реализованы.

- В вашем творчестве немало женских образов. Раскройте секрет графических листов из серий «зеркал» на выставке.

-  Женщины – это загадочные существа, и приоткрывать их тайны можно по-разному, в том числе с помощью зеркала. Зритель, когда смотрит на портрет, предполагает, что портретируемый смотрит на него. А я старался сделать перевертыши: когда женщина смотрится в зеркало, оно создает проекцию ее образа в отражении, и она смотрит не на зрителя, общается не с ним – она смотрит на себя, и этот взгляд сквозь волшебное стекло дает очень много интересных впечатлений.

- Вы делитесь со зрителем и своими живописными работами. А кем вы больше себя ощущаете – графиком или живописцем?

- Графиком, несомненно. Живописью после студенческой поры я не занимался больше 30 лет. Она казалась мне несколько «тугой», не совсем интересной, потому что затраченная работа и полученный результат немножко не адекватны. А графика проще, интересней, свободней…

- Работа художником-дизайнером в Ирбитском ГМИИ - что она для вас значит, что дает вам в творческом плане?

- Ирбитский ГМИИ – это кладезь мирового опыта в изобразительном искусстве, это очень высокая планка. Поэтому работа здесь и возможность просмотра тысяч работ старых мастеров ни для кого из художников не прошли бы даром. Это помогает, дисциплинирует, очень много дает в творческом плане, учит профессионально оценивать высокое и не очень качественное в творческом плане искусство. От этого разнообразия, от прикосновения к шедеврам я испытываю кайф.

- Мы желаем вам, Виктор Евгеньевич, творческого настроя и надеемся, что вы еще не раз явите себя зрителю в волшебном зеркале искусства.

Маргарита Пашкова.


Сегодня 14 просмотров этой страницы
Наверх страницы