Главная / АПК / На повестке дня – развитие малых форм хозяйствования

На повестке дня – развитие малых форм хозяйствования

11 июля

АПК

На повестке дня – развитие малых форм хозяйствования

На прошлой неделе Ирбитское муниципальное образование посетила заместитель министра агропромышленного комплекса и продовольствия Елена Александровна Хлыбова. Цель - встреча с представителями крестьянско-фермерских хозяйств и обсуждение возможности создания сельскохозяйственных кооперативов, ознакомление с ходом газификации территории и реализации инвестиционного проекта – строительства цеха сушки на Ирбитском молочном заводе.

Ирбитское МО выбрано для посещения представителем этого ведомства совсем не случайно: в районном реестре 35 КФХ и индивидуальных предпринимателей.

Малые сельхозорганизации, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства в нашей стране производят более половины общего объема продукции сельского хозяйства. Однако их возможности реализуются не полностью, так как сохраняются проблемы, замедляющие динамику эффективности. Они имеют значительно меньшие возможности получения финансовых, материальных ресурсов и реализации своей продукции. В результате система услуг, заготовки, хранения, переработки и реализации сельхозпродукции по-прежнему остается неразвитой. Проблемы получения доступа к ресурсам, создания более эффективной системы реализации продукции малых форм хозяйствования можно решить образованием потребительской кооперации.

Об этом и шла речь на встрече заместителя министра сельскохозяйственного ведомства с представителями крестьянско-фермерских хозяйств.

Замминистра АПКиП сразу обозначила перед собеседниками основной формат разговора:

– Мне бы хотелось выяснить, что каждый из вас знает о мерах поддержки МФХ, которые предлагает «Корпорация малого и среднего предпринимательства», и кто из вас заинтересован в создании сельхозкооперативов. Шесть месяцев сотрудники корпорации изучали в других регионах страны опыт работы малых форм хозяйствования, чтобы воплотить все прогрессивные наработки в организацию работы с нашими МФХ. В результате у них родились «коробочные предложения», в которые входят кредитные, банковские, лизинговые «продукты». У нас создан Центр компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации, который призван обеспечить эффективную (многоуровневую) поддержку и развитие системы сельскохозяйственной кооперации. Он позволит систематизировать работу по развитию сельхозкооперации, будет способствовать увеличению количества субъектов малого и среднего предпринимательства, заинтересованных в создании сельскохозяйственных кооперативов. С этой целью мы ездим по территориям, смотрим, что лучше предложить, чтобы меры поддержки были точечными и стопроцентно эффективными. Несмотря на 28 видов поддержки, это оказывается непросто. Как показывает опыт работы, все источники поддержки надо корректировать под конкретные запросы. Поэтому все вопросы, которые у вас накопились, и те, которые нам позволит Бюджетный Кодекс, мы обязательно учтем. Мы будем благодарны вам за каждое ваше предложение, которое мы могли бы взять в работу.

Разговор продолжил руководитель Центра компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации А.Д. Устюгов. Он рассказал о направлениях деятельности своей организации:

– Центр компетенции – связующее звено между малыми формами хозяйствования, Корпорацией поддержки малого и среднего предпринимательства и продуктами «коробочного» насыщения. Центр может оказывать услуги (на основании договора) по обучению, подготовке документации и ведению вашей бухгалтерии. Чтобы грамотно и результативно вести свою хозяйственную деятельность, самый правильный вариант – объединение в кооперативы по видам деятельности, производство своей конкурентоспособной продукции и выход на определенные объемы.

В этом случае намного проще будет работать с рынком. У заказчиков, которые работают с федеральными деньгами, установлен лимит на закупки продукции у малых и средних форм предпринимательства. Они обязаны покупать продукцию у кооперативов. Поэтому кооперативам намного проще работать с рынком.

Условия грантовой поддержки на развитие фермерских хозяйств и кооперативов, предусмотренные Постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2017 года за № 76-ТП в редакции на 10 мая 2018 года «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса», разъяснила участникам встречи главный специалист отдела развития фермерских хозяйств областного министерства АПКиП Г.П. Малейкина.

Выступления гостей не остались без внимания слушателей. Они охотно включились в обсуждение своих проблем.

А.И. Халявин обратил внимание руководства сельскохозяйственного ведомства на то, что оно разрешает заниматься сельскохозяйственным предпринимательством людям без соответствующего образования, не знающим даже основ сельского хозяйства. Поэтому из 120 КФХ остались работать только 35. Живут те предприниматели, которые имеют сельскохозяйственное образование.

С этим не согласилась Е.А. Хлыбова, она пояснила, что на самом деле в оценочном табеле регистрации предпринимателей такое определение, как наличие соответствующего образования, существует. Оно очень влияет на рейтинговую оценку фермеров. Нет образования - он не получает баллов. Но речь идет не только о высшем образовании, а вообще о специальном сельскохозяйственном. Каждый год работают курсы начинающих фермеров и руководителей семейных животноводческих ферм.

К обсуждению проблемы подключился другой руководитель крестьянско-фермерского хозяйства - В.А. Тресков:

– Для любого кооператива нужен рынок сбыта, а для получения поддержки надо, чтобы даже у кооператива было 70 процентов переработки сельхозпродукции. Поэтому же фермеры не могут конкурировать на рынке с крупными переработчиками, у которых мощное финансирование. У Ирбитского молочного завода один только проект - 750 миллионов. Мы такое можем себе представить только в мечтах и фантазиях! На рынке должны быть какие-то правила, чтобы нас не притесняли. Есть примеры, когда фермер занимается переработкой свинины, имеет свои магазины и через них реализует свою продукцию. Цену берет такую, чтобы окупались производство и переработка. И нам надо стремиться к переработке и к тому, чтобы цена на нашу продукцию оправдывала ее производство.

Коллегу поддержал А.А. Карпов:

 –У нас весь рынок перебивают торговые сети.

С этим полностью согласилась замминистра АПКиП и рассказала, какие меры предпринимает это ведомство, чтобы направить ситуацию в правильное русло:

– Я согласна с тем, что чужие торговые сети теснят на нашем рынке местных сельхозпроизводителей. Но мы тоже не бездействуем! Очень много внимания уделяем культуре потребления продуктов. Например, мы работаем с министерствами здравоохранения и образования, чтобы они прививали вкус к нашим местным продуктам с детства. Если в детсаде и школе дети будут кушать наши натуральные продукты, их не потянет на продукцию неизвестного состава и качества, которую предлагают торговые сети и переработчики соседних областей.  Разъясняем, чтобы в плане здорового питания люди искали продукты из натурального сырья, выращенного и переработанного в нашем регионе. Ситуация сильно сдвинулась, когда Роспотребнадзор провел ряд серьезных проверок по молочным продуктам, результаты были опубликованы. Для многих это было просто шоком! Люди стали читать, что написано на этикетках. Поэтому рынок сбыта у нас в области есть, и его нельзя упускать в угоду торговым сетям. Если мы не будем на него нацелены, его у нас захватят. Надо работать с социальными организациями, причем, чтобы они не только сами брали нашу продукцию, но и проводили разъяснительную работу среди населения. Это тоже наша задача.

 Продолжил свою мысль А.А. Карпов:

– Основные потребители нашей продукции - школы и садики. Знакомый предприниматель рассказывает: натуральная вырезка стоит 400 рублей, а на торгах цена падает до 250. Вопрос: что тогда едят дети? А ниже цену за мясо я не могу сделать, потому что это уже разорение. Почему никто не смотрит за качеством продукции, которая поставляется в образовательные учреждения?

В ответ Е.А. Хлыбова рассказала о мерах по регулированию рынка, предпринимаемых Государственной думой Российской Федерации:

– В первую очередь обсуждаются вопросы демпинга – продажи товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены обычно существенно ниже рыночных, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара. Демпинг и проводится с целью проникновения или укрепления на новом рынке, вытеснения конкурентов. Когда цены уже ниже некуда и качественный продукт взять нельзя. В Госдуме по этому вопросу есть предложения. Обратите внимание, что 4 апреля Госдума приняла Закон «Об органической продукции». Депутаты планируют выстроить федеральную систему. Для продуктов, выращенных без гербицидов, удобрений и витаминов, опасных для человека и животных, будет отдельный реестр. В него войдут все производители натуральной продукции. На этой продукции будет особая маркировка. Конечно, она будет дороже, но зато гарантированного качества. У нас в области очень качественная продукция! И есть большая надежда, что принятие этого закона поддержит наш экономический баланс.

Перспективное предложение высказал В.А. Тресков:

– У области рынок сбыта есть, но у нас-то его нет. У нас проблема в том, что между товаропроизводителем и потребителем очень большая цепочка. И принципиально решить вопрос о стабильной работе на селе сельхозпроизводителя можно только одним путем – эту цепочку убрать полностью через кооперацию. Потому что кооператив нам дает две основные выгоды: общие издержки консолидирует и снижает. Добавленная стоимость, которую получает кооператив как коммерческая организация, делится между участниками изначально. Кооперативам и малым формам хозяйствования нужно дать дополнительные преференции по реализации своей продукции. Например, разрешить реализовывать молоко в пакетах, как это делает СПК «Килачевский». Чтобы нам можно было на законных основаниях выехать на автолавке и продавать свое молоко. Я вообще считаю, что если взять те деньги, которые идут на создание новых ферм, и на них организовать нормальную кооперативную сеть в Екатеринбурге, то эти миллионы окупятся гораздо быстрее. Самое главное, чтобы молоко продавалось. Мы скажем только одно: надо делать торговую сеть, которая будет принадлежать кооперативу. Изначально эта торговая точка должна быть в Екатеринбурге, а дальше - везде.

Предложение В.А. Трескова вызвало одобрение замминистра. Елена Александровна отметила:

– Виктор, что называется, уловил «соль» в нашем обсуждении! Когда руководитель Центра компетенции говорил о сайтах, на которых можно разместить рекламу о продукции и ее производителе, он как раз предложил вариант ликвидации этой цепочки ненужных нахлебников на вашу продукцию. Жестокий закон рынка: цены диктует тот, кто сильнее. А кооператив как раз дает возможность избежать этого диктата. Просто нужно найти свою рыночную нишу, тех потребителей, которые будут покупать вашу продукцию, вашего качества, по вашей цене и в ваших объемах. Искать можно разными способами, сайт - только один из них. Перспективный рынок – полуторамиллионный город Екатеринбург. Вот вам рынок сбыта, который съедает все! Вам нет резона сдавать свою продукцию на большое предприятие, у него своя политика. Вы, как хозяйствующие субъекты, должны искать равные варианты для того, чтобы продвинуть свою продукцию. Нас интересуют излишки. Кто еще готов поставлять на рынок продукцию со своих подсобных хозяйств.

Свое видение решения проблемы рынка сбыта сельхозпродукции, производимой нашими фермерами, высказал и глава Ирбитского муниципального образования А.В. Никифоров:

– Заслуживает внимания опыт работы с представителями малых форм хозяйствования в Казани. Там поставлены большие терминалы, в которых могут торговать только те, кто производит свою продукцию. Есть и контроль качества продукции. Удаленность от нас Екатеринбурга – понятие относительное, если фермер будет уверен, что он гарантированно продаст свою продукцию и по своей цене. Очень хорошая идея и по реализации сырого молока, мясных продуктов. В наших хозяйствах есть опыт их переработки. Надо, чтобы они могли легализоваться. Почему бы им не поставить пакетировщик и не продавать сырое молоко в пакетах. Но на пакете должно быть написано, что молоко требует кипячения. Вот тогда фермеры будут выбирать, что для них выгоднее: реализовывать молоко самим или сдавать на молокозавод. В этом случае может пойти на компромисс и завод, чтобы не терять поставщика. Если упростить правила реализации, на рынке обязательно увеличится и ассортимент сельхозпродукции.

С просьбой употребить власть в наведении порядка на этом рынке обратился к замминистра А.И. Халявин:

– Сдерживающим фактором нашего развития является то, что молочный завод снижает закупочные цены, но при этом растут цены и на энергоносители, а дотация на молоко - 3 рубля - не меняется с 90-х годов прошлого столетия. С этим тоже пора уже навести порядок!

В интервью представителям местных средств массовой информации Е.А. Хлыбова подвела итог своего визита в Ирбитское муниципальное образование:

– Сегодня субъекты малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе представляют собой важный сектор экономики. Поэтому стратегия их развития и регулирования строится нами  с учетом местных особенностей и проблем роста. Диалог с представителями крестьянско-фермерских хозяйств Ирбитского муниципального образования был открытым, конструктивным и полезным. Мы получили от сельхозпроизводителей очень много дельных предложений по организации гарантированного сбыта производимой ими продукции. Часть из этих предложений мы обязательно возьмем в работу. Результаты нашей встречи и пожелания фермеров мы обсудим на ближайшей встрече с руководством министерств финансов и экономразвития. Надеюсь на понимание и положительные решения. Наши аграрии должны видеть отдачу от органов власти и иметь возможность представить на рынке все то, что произведено их нелегким трудом, особенно если эта продукция высокого качества. Продвигается на территории газификация населенных пунктов, успешно реализуется и инвестиционный проект на Ирбитском молочном заводе.

Олег Молокотин.


Наверх страницы